Ознакомившись с письмом сотрудников лаборатории антропологической реконструкции Института этнологии и антропологии РАН (заведующая - кандидат исторических наук Т.С.Балуева), и содержащим ряд критических замечаний по поводу исследования мощей князя Андрея Боголюбского, проведенного в отделе судебно-медицинской идентификации личности Российского центра судебно-медицинской экспертизы, отмечу следующее.
Оценка расовой принадлежности черепа до 1960-х годов носила субъективный характер, математически обоснованные диагностические модели до работы Giles, Elliot (1962) отсутствовали. У нас в стране такие модели, основанные на одномерном и многомерном дискриминантном анализе, а также на поиске аналогов в базе данных, были рассчитаны В.Н.Звягиным лишь в 1981 году. Рецензентом по его докторской диссертации был знаменитый антрополог академик В.П.Алексеев.
Говоря о невозможности установления индивидуальной принадлежности черепа на уровне локальных подразделений, сотрудники лаборатории показывают, что они придерживаются популяционной гипотезы. Замечу, что в антропологии, помимо нее, существует и типологическая гипотеза. Мы придерживаемся данного подхода. Кстати, М.М.Герасимов (1949 г.), судя по реконструкциям облика исторических лиц, также выступает как типолог. Математически обоснованная методика определения локальных подразделений европеоидной и монголоидной рас с системным использованием одно- и многомерного анализа разработана В.Н.Звягиным (1981 г.), диагностика антропологических типов Кавказа - Ш.М.Мусаевым (1996 г.). Компьютерные варианты этих методик, созданные А.И.Самариным (1992 г.), широко используются в судебно-медицинских учреждениях минздрава и минобороны, в том числе при идентификации жертв Чеченского конфликта. Авторы письма обнаруживают незнание этих методик и путают со способом «оценки доли монголоидности и европеоидности», разработанным Г.Ф.Дебецем (1957 г.).
Заявляя, что «делать реконструкцию на черепе, введенном в компьютер, пока невозможно, нет такой единой программы для каждого индивидуального черепа», наши оппоненты обнаруживают незнание истинного положения дел. Такие методики уже созданы как у нас в стране, так и за рубежом (Япония, США). При компьютерной реконструкции князя Андрея Боголюбского по черепу мы использовали компьютерную методику «Megarobot», созданную в отделе медико-криминалистических экспертиз ЭКЦ МВД в 1994 году, которая прошла широкую экспертную апробацию и успешно используется в практических экспертных учреждениях минздрава и МВД РФ. Кстати, замечание о невозможности использовать цифровые фотоснимки не аргументировано. С переходом на новые технологии законы физики не изменяются. В своем отчете мы провели сравнительное исследование цифрового фотоснимка черепа Андрея Боголюбского с его диаптрографическим обводом из книги М.М.Герасимова (1949 г. рис. 85). Изображения оказались практически идентичны.
Вместе с тем, авторы письма были вынуждены отметить: «Возможно... М.М.Герасимов несколько преувеличил монголоидность облика Андрея Боголюбского».
Вот главное в проведенных исследованиях руководимого мною отдела: по нашим данным, монголоидность внешности князя Андрея Боголюбского вообще отсутствовала. По результатам многомерного дискриминантного анализа он относился к восточноевропейской локальной расе, отличие его облика от североевропейского типа статистически достоверно (PI = 0,999).
И еще: «При сравнении представленного рисунка со схемой графического восстановления лица из книги М.М.Герасимова «Основы восстановления лица по черепу», (1949)... стр. 146, рис. 86 обнаруживается различие разве только в более низком положении бровей и менее развитой складкой верхнего века».
По результатам наших кранио-фациальных сравнительных исследований (череп - пластическая реконструкция А. Боголюбского) с использованием компьютерной программы VERBAL (34 признака)
обнаружено резкое несоответствие именно по этим признакам, а также взаиморасположению и форме бровей.
Выполненная нами компьютерная реконструкция князя А.Боголюбского, судя по результатам программы VERBAL, лишена этих дефектов. Поэтому и облик его отличается лишь по 4 признакам из 34 возможных.
В заключение - вполне понятно желание сотрудников лаборатории антропологической реконструкции участвовать в этой работе. Но не ясны причины, которые помешали им обратиться непосредственно в отдел судебно-медицинской идентификации личности РЦСМЭ для ознакомления с текстом научного отчета. Надо отметить, что с вышеназванной лабораторией у нас давно существуют дружеские и научные связи. Кроме того, В.Н.Звягин регулярно посещает заседания антропологического диссертационного совета МГУ, членом которого является уже более 20 лет.
Виктор Звягин,
заведующий отделом судебно-медицинской идентификации личности Российского центра СМЭ, заслуженный врач РФ, лауреат l-ой Национальной премии лучшим врачам России, Почетный член Международной Академии интегративной антропологии, доктор медицинских наук, профессор.
Социальные закладки