...Разговор о ценностях «Единой России» стоит вести в практической плоскости: правда, на это еще нужно решиться. Так, например, стоило бы всерьез обратить внимание на самоотвод судьи Конституционного суда Владимира Ярославцева в связи со скандалом вокруг интервью испанской газете El Pais. Ярославцев довольно жестко, но вполне обоснованно высказался о состоянии судебной системы в России, коллеги из КС не нашли веских возражений: вместо этого они посоветовали бунтарю попытать счастья где-нибудь в другом месте.
КС формально совершенно в своем праве. Закон действительно требует избегать высказываний, умаляющих авторитет суда, но если суд превратился в придаток МВД, ФСБ и далее по списку вплоть до какого-нибудь начальника таможни, то, вероятно, закон этот противоречит здравому смыслу. И прав как раз Ярославцев, который попытался хоть как-то изменить сложившееся положение дел.
Та же история и с приговором Иреку Муртазину, который написал, что президент Татарстана Минтимер Шаймиев умер: за это высказывание и книгу о бессменном лидере республики блогер поплатился двумя годами колонии. Интересно в этой истории не то, что Шаймиев оказался жив, а свидетельство о смерти вряд ли может нанести серьезный ущерб чести и достоинству, а то, что Муртазина, приплетя к делу обвиняющую татарские власти в коррупции книгу «Минтимер Шаймиев: Последний президент Татарстана», обвинили в разжигании ненависти к социальной группе, к которой отнесены региональные чиновники во главе с Минтимером Шариповичем.
Суд, глазом не моргнув, подписал приговор.
Обе эти истории – о ценностях, о наших, традиционных ценностях, которые в России могут быть совершенно разными. Одни ценности – корпоративная солидарность, которая выше закона и здравого смысла (см. деятельность МВД, например), или полубезумное почитание власти (назвать нанятых обществом чиновников «социальной группой, которую нельзя обижать, – это надо обладать сильно альтернативным мышлением), а другие – демократия, право человека на свободное высказывание собственного мнения, право на инициативу.
Какие именно ценности собирается «консервировать» и отстаивать «Единая Россия»? Все подряд – получится едва ли, одни здесь вступают в жесткое противоречие с другими, и нельзя начинать модернизацию с фактического выведения чиновничества за рамки любой критики. Шаймиев – сопредседатель Высшего совета «партии власти», и, вероятно, ему «по партийной линии» можно было бы и указать на некоторое несоответствие решения лояльного ему суда и политики президента Медведева.
На отстаивании традиционных наших ценностей – свободы и права иметь собственное мнение – и должна «Единая Россия» выстраивать «консервативную модернизацию», которая будет тем более успешной, чем больше лозунг Медведева «свобода лучше несвободы» будет соответствовать жизни.
Социальные закладки