Концерн известен не только многомиллионными военными подрядами, но и коррупционными скандалами. Самый известный разразился в марте этого года, когда журналисты Bihus.Info обнародовали информацию о связи сына первого зама секретаря СНБО Олега Гладковского с контрабандистами поставляющими российские комплектующие для украинской армии. Тогда Гладковский лишился своего поста, а информация о масштабных коррупционных схемах в Укроборонпроме потопила рейтинг Петра Порошенко.
- Зеленский этого не хочет повторить, поэтому заинтересован в эффективной трансформации компании, - уверяет Абромавичус. Среди первых его шагов замена старых топ-менеджеров на новых, масштабный аудит, корпоратизация и ликвидация схем.
Это длительный процесс. Если верить редактору американского издания Atlantic Council Мелинде Херинг, у Абрамавичуса есть шансы продолжить его в кресле премьера. Она назвала его имя среди пяти вероятных кандидатов на пост. А сам он поделился материалом в своем Twitter.
- Еще ничего не известно, давайте подождем завершения выборов, - туманно отвечает Абромавичус на вопрос о возможном премьерстве.
Это вторая попытка литовца с украинским паспортом закрепиться в украинском политикуме. Первая - произошла в 2014 году, когда он возглавил Минэкономики. В начале 2016-го Абромавичус со скандалом покинул должность, заявив на специально созванной пресс-конференции, что не собирается "быть ширмой для откровенной коррупции" и обвинил первого замглавы фракции БПП Игоря Кононенко в блокировании работы министерства.
После начала президентской кампании Абромавичус присоединился в качестве советника к команде Владимира Зеленского.
В большом интервью для LIGA.net он рассказывает о реформе Укроборонпрома, команде Зеленского, претендентах на пост премьера и влиянии Игоря Коломойского.
Укроборонпром и реформа ОПК
- Вы возглавили набсовет Укроборонпрома (УОП). Ваши первые шаги.
-
Первый - проведение международного финансового аудита предприятий Укроборонпрома за 2018-2019 гг. Этот простейший вопрос затянулся на два года, но так быть не должно. В ближайшее время назначим открытые торги в системе Prozorro. Определим победителя в сентябре. Финансовый аудит "большой четверки" каждый год делают все без исключения топ-30 мировых производителей вооружений и нас это не должно смущать.
Аудит покажет реальное финансовое состояние компании, но его целью не является раскрытие коррупционных схем. В этом есть недопонимание со стороны общества. Для выяснения этой тематики нужно проводить форензик-аудит, и это я внесу в повестку следующего заседания набсовета.
Второй шаг - кадровые изменения. Они назрели.
Третий - стратегия. Ее разработке с привлечением внешних экспертов также посвятим следующее заседание в сентябре.
Четвертый шаг - это структура управления. Сейчас вокруг УОП очень много стейкхолдеров, слишком много людей - их больше десяти - из разных ветвей власти, которые влияют или пытаются влиять на компанию. Это очень запутанная и неэффективная система управления и ее надо менять.
- Как?
- УОП должен управляться исключительно через набсовет, а уже его состав формируется с учетом интересов офиса Президента, Кабмина и СНБО. Состав набсовета надо расширить с пяти членов, до минимум семи, добавить туда больше разных компетенций.
- Что в вашем понимании профессиональный набсовет?
- Опыт западных компаний оборонного сектора показывает, что в набсовет должны входить около 80% людей как раз не из оборонного сектора. Крупное оборонное предприятие, это прежде всего бизнес и он должен управляется как любой другой сложный бизнес. Исходя из этого набсоветы таких компании похожи составом на другие компании из списка Fortune 500.
У УОП есть важные функции в сфере нацбезопасности и в социальной сфере но это также прежде всего бизнес. И если мы будем управлять им. как какой-то специальной структурой, трансформировать будет намного труднее.
- За Укроборонпромом тянется коррупционный шлейф. Вы наверняка проводили собственный аудит компании прежде, чем согласиться на должность. Объясните обычным людям, что такое Укроборонпром сегодня и чей набсовет вы возглавили?
- В концерн входит около 130 компаний оборонно-промышленного комплекса. Реально работающих чуть меньше 100, остальные в стадии ликвидации и т.д. Из работающих - 69 прибыльные. При этом почти 80% общей прибыли генерируют всего 10 компаний.
Больше половины выручки - это экспорт. В 2018 году концерн получил примерно 37 млрд грн дохода и 3,6 млрд грн чистой прибыли. У нас около 70 000 сотрудников и здесь нужно отметить, что УОП показывает низкий уровень эффективности. Например, передовая компания в этой отрасли Lockheed Martin (США) имеет только на 30% больше сотрудников, но в 50 раз больше выручки. У нас выручка на одного сотрудника всего $20 000 в год, а у них - $1 млн в год соответственно.
Средняя зарплата в УОП - 12 688 гривен.
- Топ-3 проблемы Укроборонпрома прямо сейчас?
-
Основная - имиджевая. Общество не верит, что компания управляется прозрачно и эффективно. Это создает очень серьезные проблемы на наших экспортных рынках, потому что наши партнеры тоже читают СМИ.
Плохая репутация усложняет процесс привлечения качественно других людей. Нужно менять имидж, менеджмент, структуру.
Вторая - коррупция внутри компании. Предыдущее руководство страны создало условия для ручного управления. Это повлекло за собой большое количество коррупционных схем, которые сейчас трудно ликвидировать. Часто отдельно взятые предприятия де-юре подконтрольны концерну, а фактически - нет.
Третье - проблемы за пределами УОП. Например, с планированием и стратегированием ОПК. Планирование гособоронзаказа идет на очень короткий срок. Соответственно, заводы не знают, что Минобороны будет заказывать даже на шесть месяцев вперед. Они медленно делятся своими планами и еще медленнее перечисляют деньги предприятиям УОП. Это реально острая проблема, но она решаемая. Верю, что в течение года ситуацию поменяем кардинально в лучшую сторону.
(...)
Социальные закладки