Davit Sakvarelidze
11 ч · Киев ·
ДИЛЕММА ПРЕЗИДЕНТА
Сейчас я много езжу по регионам Украины и каждый второй украинец задает мне один и тот же вопрос: как же быть с коррупцией? Что будет с судами? Будут ли сидеть в тюрьмах коррупционеры? Есть ли в Украине человек, которые занимается, или хотя бы думает, о построении сильного украинского государства?
По идее, все очень просто. Нужно желание и политическая воля всего лишь одного человека в государстве - того, в чьих руках на сегодня находятся все нужные рычаги и полномочия для влияния на правоохранительную систему, а также ресурс для мобилизации голосов в Парламенте, необходимых для принятия нужных решений.
Я убежден, что если существует правильное и четкое видение реформирования силовых органов, то обеспечить их дополнительными инструментами для борьбы с коррупцией не так уж сложно. В Украине, самой большой стране Европы, сейчас существует огромный запрос на либеральное экономическое законодательство, предусматривающее максимальную дерегуляцию, и в тоже время большие ожидания относительно внедрения строгой и негуманной уголовной политики, поэтому вряд ли большинство народных избранников в Раде будут выступать против подобных инициатив.
Полтора года назад, когда я все еще наивно полагал, что Президент Украины на самом деле имел желание кардинально изменить систему, хотя бы на 40%, мы, например, предлагали внести изменения в законодательство и убрать залог как единственную меру пресечения за коррупционные преступления, также как и верхний предел такого залога. Также мы хотели распространить действие сделки о признании вины на коррупционные преступления для улучшения сотрудничества с фигурантами, что дало бы возможность по итогу «выйти» на вышестоящих чиновников. Вместе с взятием под стражу это можно было бы использовать как дополнительный стимул для быстрой дачи показаний. На сегодня таких мотивирующих механизмов в украинском законодательстве не существует, что исключает любые предпосылки того, что кто-либо из высших эшелонов будет сдавать своих же. К моему удивлению, Генпрокурор, под руководством которого я работал, как и другие его тогдашние замы были против таких изменений. Наверное в личных беседах приближенный круг Петра Алексеевича приводил свои аргументы против этих инициатив. Поэтому выстроить правильный уголовный процесс не удалось. Потом я и сам понял причины этого. Наше и его понимание политического процесса диаметрально противоположны. Зачем грузинский радикализм, когда открытием дел всегда можно "торговать" и договариваться в обмен на голоса в Парламенте (яркие примеры – дела Корбана и Мосийчука). Я лично пытался обсудить с Президентом вопросы создания правильной материальной базы и поднятия зарплат прокурорам четыре раза. Однако, серьёзно он так не был поднят.
Что же касается судов, то для их очищения, по моему мнению и опыту, нужны 3 составляющие: 1) очищенные прокуратура и СБУ, которые займутся коррумпированными судьями; 2) внесистемный «тяжеловес» со своей командой, который имея мощную политическую поддержку, преобразует судебную систему; 3) бескомпромиссная реформа в фискальной сфере.
Неужели президент Порошенко хочет закончить свою президентскую каденцию ни с чем? Нет в мире страны, где возможно построить сильную армию, современные города, развивать инновационные технологии, не имея сильной и некоррумпированной прокуратуры, спецслужб, судов и фискальных органов. Можно, конечно, сбросить всю вину за происходящее на Кабмин. Но понятие политического лидерства никто не отменял и на сегодня реальность такова, что у Президента Украины есть все механизмы и инструменты для того, чтобы совершить прорыв. Перед всеми политическими лидерами Украины, как и перед Президентом, стоит дилемма: остаться в истории одним из или создать новую эпоху – эпоху Порошенко.
Мне по-человечески интересно, думает ли Президент когда-нибудь о студентах, которые сейчас заканчивают университеты и не видят для себя абсолютно никаких перспектив, или о школьниках, которые сталкиваются с коррупцией, стремясь попасть в вузы? Честно говоря, у меня нет особых иллюзий по поводу того, что подобные метаморфозы возможны, учитывая состав приближенного к нему круга людей. За последнее время он избавился от всех потенциальных партнеров, которые могли бы стать для него идеологической опорой. Причем, избавился руками таких символов прошлого как Кивалов, Голубов, Труханов, Прессман, Кононенко, Грановский, братья Урбанские, Коломойский, Мураев, Иванющенко. Против власти всех этих людей в Украине уже поднималось два Майдана, на которых погибло множество светлых и достойных граждан Украины, истинных патриотов своей страны.
По факту, в окружении Президента сейчас уже не осталось ни одного человека, который бы пользовался доверием народа и действительно мог изменить что-то к лучшему. Удивительно, но своей главной угрозой на сегодня Петр Алексеевич считает именно нас и всех, кто разделяет наши взгляды. Наверное, потому что наша быстро зарождающаяся взаимная химия и солидарность способна создать действительно сильный политический центр и укрепить новый достойный политический класс патриотически настроенных людей в противовес собрания клановых интересов под названием БПП.
В случае вышеупомянутого, что уже неминуемо, окружение Президента уже не сможет пугать народ досрочными выборами, где победа при нынешнем раскладе очевидно достанется Оппоблоку, с которым им безусловно комфортнее и проще находить общий язык, чем с теми, кому близка наша идеология. На сегодня для всех понятен тот факт, что Порошенко свой шанс изменить страну не использовал. Также абсолютно ясно, что у Украины больше нет такой роскоши как время на раскачку, мы не можем растрачивать впустую дни и месяцы.
Мы настроены на радикальную и бескомпромиссную борьбу за прогресс, а также полный отказ от политических договорняков, когда всем управляют парочка кланов, контролирующих потоки, схемы и временные политические проекты, которые создаются не на базе какой-либо внятной идеологии, а как очередная приманка для избирателя.
Кто с нами !?

Социальные закладки