Знаете, в чем ошибка многих людей? Они майдан оценивают под одну гребенку. Неправильна как позиция "все там - майданутые", так и "там одни патриоты". Мне пришлось иметь дело с этими людьми, хоть и по разные стороны баррикад, но в самых разных ситуациях. Война-войной, но общение никто не отменял. Были и жесткие противостояния, и попытки агитации, и переговоры (например, пропустить автобус с солдатами)... И люди там очень разные. Например, я общался с одним афганцем и задал ему простой вопрос: "Как ты можешь стоять на той стороне? Ведь майдан поддерживают те, кто поддерживал моджахедов, убивающих твоих товарищей!" На что он мне ответил: "Я не поддерживаю майдан, а просто стою здесь для того, чтобы в конфликтной ситуации стать между вами и ними". И тут поди пойми, как к этому относиться - с одной стороны, он живет в палатке на майдане, но с другой - плюется при виде националистов и презирает Кличко за контакты с ними.
Если бы меня спросили, я бы разделил этих людей на несколько категорий.
1. Лидеры-политики. С ними все ясно - на плечах майдана они хотят войти во власть. Причем, что характерно, это желание было настолько велико, что они не задумывались: а сумеют ли они удержать эту силу? Сейчас у них уже нет выбора. Если они уйдут с майдана - то не только потеряют в рейтингах, но еще и могут стать объектом для преследования властью. Они говорят, что "Беркут повязали кровью". С ними произошло что-то наподобие.
2. Политики-шныри. Это кто-то типа Парубия, Оробец и прочих пашинских. Эти люди плелись в хвосте своих партий и им отводили роль максимум говорящих голов на шустерах, но в серьезных распилах они не участвовали - так, подачку кинут и все. Майдан дал им возможность выдвинутся на лидерские позиции. Так, сделавший ставку на радикалов Парубий уже, в общем-то, в выигрыше. Не знаю, насколько это правда, но, с его слов, он - один из тех немногих кто имеет диалог с радикалами. То есть, в партии он уже выдвигается на первые роли, и, независимо от желания партийных боссов, с ним уже вынуждены считаться.
3. Лидеры радикалов. Это те люди, которым майдан позволил войти в политику на неплохие стартовые роли. Кто еще три месяца назад знал о Яроше? В лучшем случае, несколько сотен наци-тусовки. Сегодня он - лицо радикалов. Серьезный риск быть кинутым впоследствии, или даже загреметь на нары (а то и поглубже на два метра), но и ништяки в случае, если "дело выгорит" серьезные. Другой вопрос в том, что лиц истинных лидеров и спонсоров мы не увидим, но эти люди и не стремятся к известности.
4. Всякого рода сотники, "отставные спецназовцы" и прочие. Итак, человек отслужил и не реализовался в жизни. Тем не менее, самолюбие требует постоянно доказывать окружающим, что они еще "ого-го". И тут появляется масса, которую они могут гонять и делать вид, что тренировки со щитами им пригодятся. Люди получают внимание, востребованность - они довольны.
5. Радикалы. Если спросить о цели его пребывания на майдане - в ответ полетят стройные лозунги, но при попытке копнуть глубже наступит ступор. Если брать ультрасов, то вся их цель - безнаказанно швырнуть в ненавистного "АКАБа" (так называют полицию) коктейль Молотова или булыжник. Потому что, во время футбольного матча подобная выходка ему будет стоить, как минимум, "ласкового" приема "Беркутом", а тут - беспредель-не-хочу, депутаты отмажут. Не случайно, вначале конфликта ультрасы из Европы изъявили горячее желание "поддержать революцию в Украине", потому что в своей стране бросить коктейль Молотова в полицейского они не рискнут. Это такой своеобразный секс-туризм. То есть, говорить о "революционной сознательности" этих парней может только журналист с 5-го канала. И то, только после стимуляции от начальства, чтобы не заржать в прямом эфире.
Вторая волна радикалов - это всякого рода нацисты-националисты. Причем они настолько разнообразны, что разобраться в них не сможет даже Геббельс. Одни - типичные расисты, кричащие о белой расе, другие - говорят про великую украинскую нацию, третьи - про великую арийскую... В других условиях они бы могли и друг другу морды набить.
Третья волна - это те, кому просто хочется причинить повреждения милиционеру. Причины могут быть самые разные: кто-то действительно стал жертвой произвола милиции, а кто-то мстит за то, что его привлекли "за дело". ну и всякие "антимилицейские" организации. для всех этих людей ненавистную им систему олицетворяет солдат ВВ или сотрудник Беркута. И, каждый раз, видя, как пылает в/с или СМ, они радостно визжат.
5. Козаки-разбойники. Как правило, они состоят в самообороне майдана, но в радикальных действиях стараются быть на вторых ролях. Долгое время они были ряжеными, кадровые военные просто улыбались, глядя на их форму с иконостасами, а тут они уже не клоуны, а САМООБОРОНА. Тут же и не наигравшиеся в войнушки дембеля. Отсюда все понты с формой, разгрузками, которые не выполняют абсолютно никакой роли и беретами.
6. Народ. Тоже неоднородны. Одни - ярые сторонники одного из троицы, а другие пришли, потому что неудовлетворены жизнью. Им рассказали, что во всем виноват Янукович, и они искренне верят, что, как только придет другой, то все изменится. Кстати, это, как раз те люди, которые, в основном, не одобряют радикальных действий и стремятся к диалогу даже на уровне милиционер-митингующий. Именно поэтому таких людей караулят радикалы, чтобы поддерживать в них ненависть.
7. Массовка. Это те, кто пришел на майдан не из каких-то политических побуждений, а просто посмотреть-потусоваться, пожрать, наконец, "на шару". Как говаривал один из них: "Выпили во дворе, а закусить пошли на майдан". Сюда же относятся и бомжи, а так же те, кто... скрывается от розыска. Да, на майдане хватает и таких.
Такой вот портрет майдана. Именно поэтому нельзя всех равнять под одну гребенку.
Социальные закладки