Показать скрытый текст На будущий год – в Европе!
24 ноября 2013, 15:14
Комментариев: 54
Печать
Более двух тысяч лет евреи не имели своей государственности. Разметанные по разным уголкам планеты, часто гонимые, они сохранили традицию. Прощаясь надолго, говорили друг другу: «На будущий год – в Иерусалиме».
Говорили, с надеждой на то, что, может быть, Бог даст , и они таки свидятся все вместе на Святой земле. На своей земле.
Надеялись, боролись. Многие жизнями платили за право детей жить в Эрец-Исраэль.
И, вы знаете, у них получилось.
Фото: Александр Пасховер
Впервые я узнала об этой традиции, готовясь к интервью с известным диссидентом Натаном Щаранским.
В 1978-м советский суд дал ему 13 (!) лет. Якобы за «измену Родине». На самом деле, за то, что боролся за право человека на свободу. В том числе, свободу перемещения на историческую родину.
Вот – последнее слово Натана Щаранского, произнесенное в суде. Текст невелик. Он уже вошел во многие исторические книги и даже учебники. В свете событий, происходящих ныне в Украине, я считаю необходимым привести его здесь в полном объеме.
«Пять лет тому назад я подал заявление о выдаче мне разрешения на выезд в Израиль. Сейчас еще дальше я от своей мечты, чем был когда-либо. Казалось бы, это должно явиться поводом к сожалению. Но дело обстоит совершенно иначе. Я счастлив. Я счастлив оттого, что жил честно, в мире со своей совестью. Я никогда не изменял своей душе, даже под страхом смерти... Свыше двух тысяч лет еврейский народ, мой народ, был рассеян по белу свету. Но где бы ни были евреи, где бы ни находились они, каждый год они повторяли: «В будущем году — в Иерусалиме». Сейчас, когда я дальше, чем когда-либо прежде, от своего народа, от Авиталь (его жены - ред.), и меня ожидают долгие тяжкие годы тюремного заключения, я говорю, обращаясь к своему народу, к моей Авиталь: «В будущем году — в Иерусалиме!» Что касается суда, от которого требовалось вынести предрешенный приговор, то суду я не скажу ничего».
По факту Щаранский отсидел девять лет. В середине восьмидесятых его «обменяли» (существовала тогда подобная практика, кому интересно – погуглите).
В 2013-м, в интервью LB.ua, он сказал: «Представителям нашего поколения приходилось сталкиваться даже с необходимостью жертвовать за свободу жизнью. Для вас вопрос подобным образом не стоит».
Вдумайтесь.
Для нас вопрос стоит просто: выйти или не выйти.
За это не расстреливают, не сажают, за это даже в автозак пакуют не всякого!
***
За тридцать лет в сталинских лагерях погибло сорок миллионов человек. Оценка историка Попова - приблизительная, точно подсчитать погибших, без вести сгинувших, невозможно. При Сталине инакомыслие каралось смертью.
В 60-80-е диссидентов уже просто сажали. Или принудительно «залечивали» в психиатрических лечебницах. Что, по признанию тех, кто через них прошел, даже страшнее тюрьмы. Скольких посадили, сослали, сгноили, залечили, точно пока никто не подсчитал. Ведь «закрывали» уже не только по пресловутой 58-й, но и «за тунеядство», допустим (как Йосифа Бродского, к примеру), а то и вовсе за анекдоты (до трех лет зоны, между прочим).
Что же в десятых годах ХХІ века?
Воскресная акция прошла более чем успешно. Такого количества митингующих не ожидали, кажется, ни сами граждане, ни даже умудренные протестным опытом оппозиционеры (умудрившиеся организовать доставку в Киев 15 тысяч своих сторонников).
Фото: Макс Левин
Но МАЙДАН НЕ ДОЛЖЕН ИСЧЕРПЫВАТЬСЯ РАЗОВЫМ ДЕЙСТВИЕМ!
Борьба не закончена! Она только начинается!
До Вильнюса еще есть время, и все это время граждане Украины (те, кто любит эту страну, хочет в ней жить и верят в ее европейское будущее) должны активно проявлять свою позицию.
Те, кто находится в Киеве или имеет возможность приехать – должен каждый вечер выходить на центральную площадь сам, приводить друзей-близких.
Жители регионов – организовывать протест в своих городах.
Вместе с тем, мы должны быть толерантными и понимать:
А) есть и те, кого от Родины отделяют тысячи километров и вереницы сложнопреодолимых житейских обстоятельств;
Б) есть те, кому выйти на улицу не позволяет здоровье или еще какие-либо уважительные причины;
Эти причины перечислять можно долго. Относиться к ним необходимо с пониманием.
Но эти люди тоже не бессильны. Они могут говорить, писать, транслировать, рассказывать о событиях в Украине окружающим. Каждый делает вклад в общее дело в меру своих сил и возможности (зачастую, кстати, весьма эффективный, подтверждение - волна прокатившихся по миру украинских европротестов)
Давайте уважать этот вклад – хоть большой, хоть малый. Цель у нас одна.
Не ради власти, может даже не ради страны, но точно - ради самих себя. Просто бывают, знаете, такие моменты самоопределения: или ты – человек, гражданин, мыслящий, рефлексирующий, небезразличный, или – трусливое, конъюнктурное, лживое пресмыкающееся существо.
Ответ на вопрос или/или каждый должен сформулировать, прежде всего, для себя.
И напоследок.
«На будущий год – в Европе!».
Я знаю. Я верю.
Социальные закладки