С февраля по сентябрь в «Суражские ворота» было переправлено 40 партизанских отрядов и эвакуировано с оккупированной части Белоруссии 200 тыс. человек[32]. Кроме того, было переправлено 102 организаторские группы и 62 диверсионные группы[31]. За это же время партизанам было переправлено 11 500 винтовок, 6000 автоматов, 1000 пулеметов, 500 противотанковых ружей[31].
В конце сентября немцы, сосредоточив крупные силы, закрыли брешь в своей обороне, разгадав их назначение.
Летом 1942 года руководство ЦШПД добилось увеличения числа самолетов, выделявшихся для полетов в районы действий партизан. В снабжение партизан включилась транспортная авиация Гражданского воздушного флота, самолеты 101-го полка авиации дальнего действия и самолеты фронтовой авиации Западного, Калининского и других фронтов[33].
Наряду с этим по заданию ЦШПД и ЦК КП(б)Б партизаны начинают строить аэродромы, способные принимать и отправлять двухмоторные самолеты Ли-2. Первый партизанский аэродром — располагался недалеко от Зыслова, Любанский район Минской области — вступил в строй в июле. Примерно в это же время начал действовать кличевский аэродром[33]. Началось сооружение аэродромов в Бегомльском, Ушачском и других районах Белоруссии.
В августе 1942 года к партизанам было переправлено 30 организаторских групп, в задачу которых входило доведение указаний о подготовке к зиме до командиров всех партизанских бригад и отрядов[34].
В общей сложности в 1942 году было осуществлено 168 самолето-вылетов к белорусским партизанам, при этом в тыл к немцам было доставлено 200 специалистов по ведению партизанской войны, 118 тонн боевых грузов и вывезено 180 раненых и больных
Социальные закладки