Гжегож Россолинский-Либе — 33-летний докторант Гамбургского университета. Над диссертацией о Бандере он работает с 2007 года, ее объем составляет уже 600 страниц, с начала работы над темой он подготовил несколько монографий, исследовал соответствующие теме документы примерно в десяти разных городах Германии, Польши, Украины, представлял тему в Канаде и в Германии.
Россолинский-Либе производит впечатление спокойного, уравновешенного, старательного ученого. Несмотря на скандал международного масштаба, поднявшийся вокруг его выступления еще задолго до его начала, он во время лекции держал себя невозмутимо и скромно. Исследователь рассказал, фактически, биографию Бандеры и исторический контекст его деятельности, не смакуя при этом кровавые места и не выражая личных эмоций. Он рассказал о том, в каких условиях формировались взгляды Бандеры, как он с юных лет участвовал в националистических организациях, какие люди влияли на его мировоззрение (а это Донцов, Михновский, Оршан, Мартинец и др.), рассказал, как продвигался Бандера по «карьерной лестнице» ОУН и в чем состояла деятельность организации. Рассказал о погромах против евреев, русских, поляков в 24 населенных пунктах, во время которых были убиты от 13 000 до 30 000 людей, о сотрудничестве с Гитлером в 40–41-м и в 44-м годах. Упомянул Россолинский-Либе о символике ОУН, во многом скопированной с символики Третьего рейха: красно-черном флаге, воплощавшем кровь и землю, приветственном жесте (аналогичный нацистскому) и приветственной фразе «Слава Украине!» (ср. «Heil Hitler!») с ответом «Героям слава!». Рассказал о том, как после капитуляции Германии ОУН(б) проводила «демократизацию», уничтожая и подделывая документы, как Франко приглашал Бандеру в Испанию, но тот, поразмыслив, отказался, поскольку организационный центр уже был построен в Мюнхене.
Единственное эмоционально окрашенное место лекции было, наверное, ее завершение, где Россолинский-Либе просто показал несколько фотографий, запечатлевших героизацию Бандеры: дети в украинских костюмах, поющие или рассказывающие стихи на фоне портрета Бандеры, памятники Бандере в Тернополе, Львове (всего их на сегодня более 30) и т.д. и упомянул историю с присвоением Бандере звания героя Украины. Но эмоциональным оно было не за счет каких-либо комментариев докладчика, а просто потому, что поражал контраст между реальными делами Бандеры и его славой.
В общем, хочется сказать о выступлении молодого исследователя, что он непредвзято и добросовестно изучил свою тему. Если бы все украинцы знали о Бандере так много, как узнал Россолинский-Либе — было бы очень хорошо. Было бы очень хорошо, если бы так много о Бандере знали те, кто сегодня называет его героем и отождествляет с Украиной, например, те же парни и девушки, которые пикетировали посольство Германии в тот вечер. Но «Свобода» постаралась, чтобы до их ушей не дошел этот рассказ, чтобы этот рассказ не услышали и сотни других людей. Потому что с историей не поспоришь. Конечно, всегда есть какие-то сомнительные места, что-то остается до сих пор неизвестным, но главные, бесспорные, очевидные факты — фашистские взгляды и террористическая деятельность Бандеры и его организации, связь с фашистской Германией — остаются налицо и ничего с этим поделать невозможно. Поэтому для тех, кто «раскручивает» сегодня националистические идеи с помощью героизации образа Бандеры, не остается другого выхода как заботиться о том, чтобы люди не интересовались историей, не сомневались, не думали, а просто верили в Бандеру.
Был смешной вопрос о том, что исследователю не понравилось, а что понравилось в личности Бандеры, на что Россолинский-Либе ответил, что он изучал этого человека как воплощение общественного явления того и настоящего времени, а не как объект личного отношения.
Несколько человек возмутились тем, что приветственный жест и фразу бандеровцев «Слава Україні! — Героям слава!» Россолинский оценил как фашистские, ведь это, мол, бросает тень на тех, кто сегодня пользуется этим «приветствием». В ответ на это ученый сказал, что эти символы имеют свое историческое происхождение и политическую коннотацию. Тут хотелось бы добавить, что люди, пользующиеся бандеровским приветствием, должны были бы заинтересоваться его историей, его действительным содержанием, и, может быть, они захотели бы, узнав эту историю, более сознательно и осторожно выбирать себе приветственные формулы. Вместо этого они предлагают считать эту фразу безобидной только потому, что безобидными считают сами себя.
полностью здесь
Социальные закладки