Итак продолжим...
Алексе́й Фёдорович Фёдоров (30 марта 1901 года — 9 сентября 1989 года) — советский государственный и партийный деятель, один из руководителей партизанского движения в Великой Отечественной войне, дважды Герой Советского Союза (1942, 1944), Генерал-майор (1943).
Тоже оказывается писал мемуары... Но интересны другое - я нашел как трансформировались эти мемуары от издания к изданию...
Рассмотрим три издания его воспоминаний: «Подпольный обком действует». Первое - сталинское, 1950 год; второе - хрущевское, 1954 год; третье - брежневское, 1975 год. Приведем несколько примеров, как пишутся и издаются военные мемуары в разные периоды, разных политических деятелей стоящих у руля государства.
Первое издание - а) « ...28 июня в Чернигов приехали секретарь ЦК ВКП(б) товарищ Маленков и Маршал Советского Союза Буденный. Совещание, - вернее, собеседование с ними, заняло более трех часов. Мы ездили по городу, осматривали военные объекты, а когда вернулись в обком, товарища Маленкова вызвал по телефону товарищ Сталин. В тот же день представители Ставки выехали...
б) До выступления товарища Сталина по радио 3 июля 1941 года у нас в области никто не готовил большевистского подполья, не работал над созданием партизанских отрядов. Не думал об этом, признаюсь, и я...
в) Будущие партизанские командиры уже посещали специальные семинары, где их учили взрывать мосты, сжигать танки (?), похищать из немецких штабов документы(?)... В обком мы вызывали из районов по десять - пятнадцать человек в день... Я вызывал товарищей по одному... Если товарищ сразу соглашался, я объяснял, какие опасности его ожидают.
- Имейте в виду, вас могут предать, схватить врасплох...Хватит ли у вас воли вынести все и погибнуть за наш народ, за дело партии Ленина - Сталина?...
г) Ведь вот же Кремль и там товарищ Сталин! Давайте же выпьем за Москву и за здоровье Сталина! ... К сожалению, товарища Сталина в это время в Москве не было. Мне говорили:
- Подождите день-два, Иосиф Виссарионович приедет...
Но фронтовые дела задержали товарища Сталина. Мне так и не удалось его увидеть... В Москве в это время действовал Украинский штаб партизанского движения, фактическим руководителем которого был Никита Сергеевич Хрущев. Несмотря на большую работу, которую он проводил как член Военного Совета Юго - Западного направления, а затем Воронежского и 1-го Украинского фронтов, товарищ Хрущев непосредственно руководил партизанским движением на Украине. Начальником штаба партизанского движения являлся товарищ Строкач...
д) Я узнал, что многие специалисты по заданию товарища Сталина изо дня в день, работают над новыми видами партизанского вооружения, конструируют мины, глушители для огнестрельного оружия...».
Интересно, воспользовался ли т. Федоров некоторыми рекомендациями специальных семинаров по подготовке партизанских командиров? Например, сжигать танки и особенно, что важно - похищать документы из немецких штабов.
Кроме того, Федоров знал, что Сталин ездил на фронт, но не знал, что об этом не будут знать историки-демократы.
Второе издание - особых изменений мало. Надо учитывать и такой фактор, что шел только 1954 год и здорово «чернить» Сталина было еще не с руки. Кроме того, Сталин по-прежнему ездил на фронт. Холуйский тон сохранен, так как, а Хрущев и при Сталине занимал очень высокий пост. Но Сталина от партии уже стараются отделить:
в) во фразе «...за дело партии Ленина - Сталина» убрали всё словосочетание, оставив только слова «за дело партии». Так спокойнее.
д) Кстати, Федоров выяснил, что оказывается, Сталин не давал указание специалистам разрабатывать новые виды партизанского вооружения: «...я узнал, что инженеры думают изо дня в день над специальными видами партизанского вооружения». Важное уточнение. Вот с той поры, хрущевской, и стали наши инженерные кадры не разрабатывать новые изделия, а думать над их разработкой. Целые отраслевые институты и конструкторские бюро годами «думали» над решением какой-нибудь проблемы. Я не против того, чтобы инженер думал, но было бы лучше, чтобы этот процесс происходим во время разработки изделия, а не в отрыве от него.
Третье издание - самое увлекательное, в плане редактирования. Идет борьба и со сталинизмом и с волюнтаризмом.
а) « 28 июня в Чернигов приехал Маршал Советского Союза Буденный. Совещание, вернее, беседа с ним заняла более трех часов. Мы ездили по городу, осматривали военные объекты...».
Как видите, скромненько и непритязательно. Выяснилось, что и с товарищем Маленковым партии теперь не по пути, поэтому, пусть Семен Михайлович, теперь один едет в Чернигов. Заодно и Сталину не придется звонить Маленкову и загружать телефонную линию. Да, и самому Федорову, в машине с Буденным, будет попросторнее, когда станут разъезжать по городу, без Маленкова.
б) Далее, все строят из себя, видимо, очень умных. Мы что, дескать, без Сталина не знали, что возможно партизанское движение? Еще по войне 1812 года известно об этом. Другое дело, что война началась уж очень внезапно, поэтому « до июля у нас в области никто не готовил большевистского подполья, не работал над созданием партизанских отрядов...».
г) Руководствуясь решениями 20-го съезда партии, редактора повели решительную борьбу с культом личности и поэтому теперь Сталину не место в Кремле.
«Ведь рукой подать - Кремль. Давайте же выпьем за Москву, за весь наш советский народ!»
Если в первом издании, не грех было выпить за здоровье вождя, Сталин-то, тогда, был еще живой. И во втором издании это оставили - видимо, еще сохранялась, какая-то инерция: не все вырезали в текстах про Сталина. То, уже в 70-е такое пройти, просто не могло. В те годы предлагалось выпивать за здоровье другого вождя, но пока оставили народ. Если надумуют переиздать в настоящий момент, то, видимо, оставят одну Москву.
Заодно, убрали и высказывания о Сталине, как о военачальнике. Как оказалось, он не все время находился в Кремлевском кабинете.
Теперь Сталину отказали и в поездке на фронт.
Видимо, для тех, кто будет трубить о том, что Сталин не выезжал на фронт, этот эпизод и опустили. Может и правильно сделали? И машину надо поберечь, и бензин надо экономить.
http://delostalina.ru/meshcheryakov/
===================
Вот поэтому и нет свидетелей.
Хотя... теперь есть еще один - Фёдоров и без всякого Рыбина.
Социальные закладки