Показать скрытый текст Скрытый текст. Сказка
СКАЗКИ ДЛЯ ТАНИ,
КОТОРАЯ НЕ ХОТЕЛА...
Однажды мне пришлось заняться психологическим «лечением
» девочки трех лет, которая категорически отказывалась какать
в горшок.
Процесс «лечения» продолжался полтора месяца, всего было написано
три сказки. Первая история, «Белохвостик, или Сказка про
зайчонка», актуализировала негативные переживания и предлагала
действенное решение проблемы. Вторая сказка, «Волшебный
магазин», формировала позитивное отношение к горшку, и наконец,
третья сказка, «Маленькая учительница», закрепляла установку
на овладение необходимым гигиеническим навыком.
Б Е Л О Х В О С Т И К
В одном волшебном лесу жила семья зайчат. Папа — большой
белый заяц, мама — красавица зайчиха и маленький
зайчонок по имени Белохвостик. Хорошо жилось им вместе:
дружно и весело. Папа ходил на
свою заячью работу, мама занималась
их заячьим хозяйством,
а Белохвостик весь день скакал
и грыз морковку.
Имя у зайчонка было неслучайное.
Его маленький пушистый
хвостик был похож на
распустившийся хлопок, такой
же белый и мягкий. А вот ножки
его почему-то всегда были испачканы
и плохо пахли.
Как-то в лес прилетела Сова из мультфильма про Вини-Пуха.
Это была очень умная птица, она много знала и умела давать
мудрые советы. Все зверюшки приходили к ней за помощью.
Прискакал к ней и зайчонок Белохвостик.
Посмотрела на него Сова и спрашивает:
— Что ты хочешь у меня узнать?
— Я не знаю, почему мои ножки всегда грязные и плохо
пахнут. Мне это совсем не нравится. Я бы хотел, чтобы они были
такие же чистые и белые, как хвостик, — отвечает зайчонок.
Сова посмотрела на Белохвостика очень внимательно, вдохнула
воздух вокруг него и говорит:
— А расскажи-ка ты мне, как ты какаешь.
Зайчонок застеснялся, спрятал глазки, опустил ушки. Он не
хотел говорить Сове правду. Он боялся, что она будет смеяться
или станет его ругать. Это был его секрет — зайчонок какал стоя.
Мама-зайчиха и папа-заяц много раз говорили Белохвостику,
что, когда какаешь, нужно приседать. Но зайчонок так боялся
испачкать свой беленький хвостик, что сразу начинал громко
плакать.
Сова еще раз спросила Белохвостика:
— Как ты какаешь?
«Что делать? Что делать? — думал зайчонок. — Говорить
правду или нет?» и решился:
— Я какаю стоя, — тихо признался Белохвостик.
— Все понятно, — сказала Сова. — Потому у тебя такие
грязные ножки, и потому они так плохо пахнут... Я тебе помогу.
Тебе нужен горшочек. У меня как раз есть свободный горшочек.
Мне его подарил мой друг Вини-Пух. Раньше в нем был мед,
а сейчас он совершенно пустой. Мне его подарил Вини, а я
дарю его тебе.
Сова торжественно вручила Белохвостику горшочек и на
прощание сказала:
— Запомни! Если ты начнешь какать в горшочек, то твой
хвостик останется белым, а ножки всегда будут чистыми.
Прошло два дня, и Белохвостик впервые покакал в горшочек.
Он смеялся и скакал от радости. Его хвостик не испачкался, его
ножки чистые. Папа-заяц и мама-зайчиха радовались вместе с
Белохвостиком. Они все дружно пели песни и танцевали.
Напомню, что для усиления эффекта сказки в ее сюжет
обязательно вводятся узнаваемые и понятные ребенку
образы (увлечения ребенка, его любимые литературные
и мультипликационные герои, приятные события, воспоминания
и т. п.), которые послужат своеобразным каркасом,
подсказывая ребенку знакомые события и обстоятельства.
Так, в сказке «Белохвостик, или Сказка про зайгонка», были
максимально использованы сведения, полугенные в ходе беседы
с мамой девогки:
Белохвостик весь день скакал и грыз морковку (Таня любит
грызть морковку); маленький пушистый хвостик зайчонка был
похож на распустившийся хлопок, такой же белый и мягкий
(в квартире девочки в качестве декора используется веточка
хлопка); в лес прилетела Сова из мультфильма про Вини-Пуха
(любимый мультфильм Тани).
Положительные ассоциации помогают ребенку идентифицировать
себя с главным героем сказки, проследить за
своими поступками, поведением и увидеть перспективу позитивного
разрешения проблемы.
Социальные закладки