22-23 марта 2005 президент Украины Виктор Ющенко в Ашхабаде (Туркмения) вёл переговоры о подготовке нового контракта по поставкам газа на Украину с 2006 года (когда закончится действующий пятилетний контракт). По итогам переговоров в аппарате правительства Украины был подготовлен проект нового соглашения на 2006—2026 годы.
Согласно проекту, государственная компания «Туркменнефтегаз» должна была бы взять на себя обязательство поставлять на Украину с 2006 по 2026 год газ в объёмах 50-60 млрд кубометров в год.
Соглашение также предусматривало возможность создания консорциума для строительства нового трубопровода по территории Туркмении, Казахстана, России и Украины для прямого экспорта туркменского газа в ЕС.
Этот проект неизбежно должен был вступить в противоречие с уже действующим договором России и Туркмении, который предусматривает продажу «Туркменнефтегазом» «Газпрому» 60-70 млрд кубометров газа в 2007, 63-73 млрд — в 2008, и 70-80 млрд кубометров газа с 2009. С учётом того, что добыча газа в Туркмении, согласно российским данным, медленно падает, её не хватило бы для обеспечения обоих контрактов.
Предложенные договорённости — особенно создание независимого трубопроводного консорциума для экспорта газа в Европу — были крайне невыгодными для «Газпрома», который, по соглашению от 2003 года, получил на 25 лет практически монопольное право на закупку и перепродажу туркменского газа Украине по ценам, близким к европейским. «Газпром» поэтому не проявил интереса к этому проекту. Его предложение состоит в увеличении мощности существующей трассы «Средняя Азия — Центр». Она проходит и по российской территории, так что это позволило бы «Газпрому» контролировать объём туркменского экспорта.
Очевидно, что основная цель Туркмении состояла в увеличении доходов от экспорта газа. Украина в лице бывшего председателя «Нафтогаза Украины» Юрия Бойко 3 января 2005 года уже согласилась на новую цену поставок — $58 за 1 тыс. кубометров вместо $44, что ощутимо ударило по бюджету страны.
Виктор Ющенко, придя к власти, поставил во главе «Нафтогаза Украины» своего человека — Алексея Ивченко — и попытался уговорить президента Туркмении Сапармурата Ниязова снизить цену, но потерпел неудачу.
20 июня 2005 президент Туркмении Сапармурат Ниязов потребовал от Украины перейти на оплату поставок туркменского газа в денежной форме. По словам Ниязова, Туркмения требует срочного погашения долга в $600 млн по клиринговым товарным поставкам в оплату туркменского газа, поставленного ещё в 2004 году. C 1 июля, по договорённости президентов Украины и Туркмении, цена газа для Украины была снижена до $44 — и оплата контракта переведена на 100 % в денежную форму.
В октябре 2005 премьер-министр Украины Юрий Ехануров посетил Туркмению, где провёл переговоры с президентом Туркмении Сапармуратом Ниязовым об условиях поставок и цене туркменского газа на 2006 год. Ниязов предъявил претензии Украине в несвоевременной оплате поставок и повторил своё предложение в дальнейшем все вопросы поставок газа обсуждать в трёхстороннем режиме — с участием России.
В феврале 2006 состоялись трёхсторонние российско-украинско-туркменские переговоры, в ходе которых Украина лишилась последнего шанса диверсифицировать поставки газа. Хотя Туркмения обещала поставить на Украину 22 млрд. кубометров природного газа по прямым договорам (помимо поставок через RUE), с начала 2006 года по прямым договорам на Украину не было поставлено ни кубометра туркменского газа, поскольку Туркмения пожелала повысить цену на газ. При этом Сапармурат Ниязов вновь напомнил Украине о долге за природный газ, поставленный в предыдущие годы — 159 миллионов долларов.
Социальные закладки