Мы не судьи другим, потому что сами люди. Душа противится? Терпи. Другого выхода все равно нет. Знаешь, что самое трудное видеть в обратившемся за помощью только больного, невзирая на то, каков он.
Жалость врача скорой, как бы точнее сказать, первого порядка, что ли, обыкновенная человеческая жалость, свойственная многим людям. Она недолга. Пожалел, пожалел, и пошел дальше, к своим заботам, своим делам. Говорят, профессионализм убивает во враче жалость. Такую жалость да. К боли, крови и страданиям привыкнуть можно.
Если бы я умирал с каждым больным, меня бы уже давно похоронили. И ты, если не сбежишь, привыкнешь, потому что в нашей работе ты будешь видеть только боль, кровь и страдания.
И эта привычка даже помогает смотреть ясно, оценивать трезво, соображать быстро.
Дается она почти всем врачам.
Труднее другое. Как несравненно труднее!
Прощать и жалеть. Прощать, чтобы жалеть.
Годами наблюдая человеческие пороки и первобытные инстинкты и страдая от них.
Всех жалеть подряд, не делая различий, жалеть от своего опыта, зная о них все. Например, проникнуться жалостью к человеку, который в своей жизни сам не только никого не жалел, но ненавидел, завидовал, за что-то мстил, с наслаждением карал, истязал.
Проникнуться жалостью к его физическим страданиям, к тому, что он человек. И так, чтобы он в это поверил.
Что он для тебя сейчас единственный и неповторимый, и ты жалеешь его, возлюбя.
Это жалость высшего порядка, настоящая врачебная жалость.
Но достигают ее ох как немногие!
Себя трудно не жалеть!
Да при нашей собачьей работе, когда никто не щадит.
И когда у самого нутро клокочет ответить ударом на удар.
Это верно, что врач должен уставать.
И он всегда уставал, во все времена.
Но уставать он должен от работы, а устает прежде от свинских условий, в какие загнан.
А если еще из тебя подавили ливер по пути на работу, в автобусе пытались оторвать голову от тулова, и ты же притом оказался виноват, в гастрономе продали скисший творог, в столовой накормили отравой?
Что делать, если сосед внизу бузо-терит и не дает выспаться перед сутками, и милиция не желает с ним связываться, и в исполкоме тебя отщелкнули, не дали комнату, и не жди, и ошельмовали, так как ты, по их мнению, шибко права качаешь, если ты считаешь копейки, чтобы купить чаю, потому что отдал алименты, отвалил стольник за квартиру, что снимаешь?
И везде приходится просить, просить, просить, возможно, своих же завтрашних пациентов...
Социальные закладки