Показать скрытый текст сталин
Автор: Андрей Марин
ДЕТИ СТАЛИНА
Пословица о яблоках, которые падают недалеко от яблони, принадлежит к разряду популярных в народе высказываний. Но вот насколько справедлива народная мудрость, особенно если дело касается семей, где родители обладают сильной харизмой. Или же здесь срабатывает нечто другое, о чем впервые догадался доктор Фрейд, работы которого были почти одновременно запрещены в Советском Союзе и Германии 30-х годов.
"Изгой" Яков
Старший сын Сталина никогда не пользовался партийной кличкой отца, превратившейся в фамилию-символ. В собственноручно заполненных анкетах он всегда представлялся как Джугашвили. В графе национальность записано — грузин. В графе о родном языке русский стоит на втором месте после грузинского. Этими, незначительными, на первый взгляд, черточками-мелочами Яков как будто отсекал свою индивидуальность от новой, во многом легендарной биографии своего отца. Или ему были дороги воспоминания, связанные с тем временем, когда была жива его мать — Екатерина Сванидзе?
Хотя, вряд ли ему было известно тепло домашнего очага. Яков родился в 1908 году, в Баку, когда отец скитался по всей необъятной России, вел двойную жизнь революционера-нелегала, а родная мать умерла совсем молодой от тифа. По сути, его раннее детство можно назвать "сиротским" и Яков очень рано научился принимать самостоятельные решения, не советуясь ни с кем и никому не давая отчета. Впоследствии эти качества сына раздражали Иосифа Виссарионовича, как и теплые отношения, установившиеся между сыном и "мачехой", второй женой Сталина — Надеждой Алиллуевой.
Оставим в стороне домыслы о сексуальной подоплеке такой привязанности. Детские годы Якова, прошедшие без ласки и женского внимания, служат вполне понятным объяснением его дружбы с Надеждой Алиллуевой. В роду Алиллуевых было принято отвечать открытостью на открытость, сказывался и "бешеный" набор ген, перемешавших цыганские и немецкие, украинские и грузинские корни. Такова была Надежда Алиллуева, в нее пошла и родная дочь Светлана, а с Яковом ее связывали доверительные дружеские отношения. Ревновал ли Сталин к сыну? Вполне может быть, а, кроме того, он, как истинный грузин, хотел видеть в своих сыновьях отражение собственных отцовских амбиций. Слишком независимый Яков конфликтовал с отцом, а после самоубийства мачехи покинул семью и, наконец, зажил полнокровной самостоятельной жизнью.
После окончания рабфака Яков поступил в транспортный институт и почти два года успел проработать инженером-турбинистом на заводе… имени Сталина, но затем резко меняет мирную профессию на военную форму. По одной из версий именно Сталин повлиял на решение сына посвятить себя офицерской службе, хотя этому противоречат воспоминания Светланы Алиллуевой (Сталиной). Артиллерийское училище старший лейтенант Джугашвили закончил 9 мая 1941 года, а 22 июня добровольцем ушел на фронт. Перед отправкой эшелона он все-таки позвонил отцу и по телефону сообщил о своем решении. "Иди и сражайся!" — таковы были последние слова Сталина, обращенные к сыну.
Трагическое завершение короткой биографии Якова известно лучше, чем его предыдущая жизнь. 12 июля в ходе тяжелых боев батарея Якова оказалась в окружении, он сам был контужен и без сознания попал в немецкий плен. Как только немцы узнали, кто попал к ним в руки, они окружили Якова вниманием и всячески пытались склонить его к любой, пусть самой безобидной форме сотрудничества. Лейтенант Джугашвили отказался, и после двух попыток побега его перевели в привилегированный сектор концлагеря Заксенхаузен. По официальной версии, в апреле 1943 года Яков Джугашвили был застрелен охранниками при демонстративной попытке заключенного "преодолеть" линию проволочных заграждений. Яков просто не мог более находиться в заключении, зная, что на советской родине пленных считают предателями и собственный отец отрекся от него, произнеся знаменитую фразу: "Я солдат на маршалов не меняю".
По воспоминаниям Жукова, Сталин тяжело переживал за Якова, но и второй сын не принес ему радости в жизни, хотя при жизни вождя Василий Сталин воспользовался всеми благами и привилегиями своей фамилии.
"Гордец" Василий
Неизвестно, как глубоко таилось отцовское чувство Сталина по отношению к Якову, но Василий все детство проходил в его любимчиках. Иосиф не баловал своих детей явными знаками внимания, более того, как будто оставался в стороне от их воспитания и все же его забота проявлялась в организации их жизни. После смерти матери Василий и Светлана жили в кремлевских апартаментах отца. Василий с удовольствием помыкал кремлевской прислугой, в школу он прибывал на машине с личным охранником. При этом учился плохо, конфликтовал с учителями, мало читал и, похоже, знания совсем не интересовали его. Правда у Василия была одна мечта, очень типичная для мальчишек его времени. Он хотел стать "сталинским соколом", как называли авиаторов, прославлявших мощь советской державы в сверхдальних перелетах.
Сталин-старший также покровительствовал летчикам, он одобрял выбор своего любимого сына. И в 1938 году, с трудом закончив девять классов, Василий Сталин без проблем поступает в Качинскую Краснознаменную военную школу летчиков. Его карьера шла строго вверх по широкой дороге, освещаемой именем — Сталин. При этом Василий…панически боялся своего отца. Его угнетала аура власти, отец перестал быть для него обычным человеком, но он не мог и принять его в качестве абстрактного вождя, каким видели Сталина простые советские люди.
Василию всегда льстило окружавшее его внимание и этим пользовались лизоблюды и прихлебатели, окружавшие сына вождя. С 15 лет Василий пристрастился к алкоголю и в дальнейшем эта пагубная страсть стала одной из основных в его жизни. Даже с отцом он общался только "поддав" для храбрости. Нервный, вспыльчивый, невоздержанный к алкоголю, Василий становился опасен для людей, которые по жизни зависели от него и от его прихотей. Война не изменила привычек и поведения младшего сына Сталина. Его по-прежнему повышали в чинах и званиях, представляли к боевым наградам, хотя до 1943 года он находился на штабной работе и только когда преимущество советской авиации стало абсолютно подавляющим, Василий возглавил дивизию истребительной авиации. Ему едва перевалило за 30-ть, когда он уже стал генералом, а после окончания войны занял пост помощника командующего ВВС Московского военного округа.
В этой должности еще ярче проявилась его ограниченность и непрофессионализм. Наконец не выдержал отец и лично снял его с занимаемой высокой должности, отправив доучиваться в Военную академию. Сразу после смерти Сталина Василия с треском выгнали из армии, а затем и посадили на 8 лет за должностные преступления. Не отбыв полный срок в камере Владимирской тюрьмы, Василий был освобожден и доставлен лично к Никите Хрущеву. Разговор проходил при закрытых дверях и Василий "покаялся", фактически отрекшись от отца. Хрущев вернул Василию Джугашвили (как стал он впредь называться) генеральскую пенсию и привилегии. Однако Василий, как законченный алкоголик, не контролировал свои действия и постоянно "влипал" в разные истории. В результате последовала ссылка в Казань на 5 лет, где он и скончался в марте 1962 года, оставив вдову от третьего брака и семерых детей.
"Предательница" Светлана
К любимчикам Сталина можно было бы отнести и его дочь Светлану, но, как и в случае с Василием, Светлана стала "заложницей" положения, занимаемого ее отцом. Жизнь Светланы, жизнь всей их семьи, была словно перечеркнута надвое черной полосой — самоубийством матери. Пока Надежда Алиллуева была жива, они активно общались с родственниками по материнской линии, старыми соратниками Сталина, которые запросто звали его Кобой. После ее смерти родственники исчезли, их место заняла кремлевская прислуга, одновременно исполнявшая роль охраны и шпионов, отслеживавших каждый шаг Светланы. Почти как дочь коронованной особы, Светлана не имела права на личную жизнь, ее робкие попытки самостоятельности, пресекались по распоряжению отца. Так, например, плачевно завершилась первая любовь Светланы во время ее обучения в МГУ. Собственно, Светлана даже не успела разобраться в своих чувствах, но ее избранника, еврея по национальности, уже упекли в лагеря. Грузин Сталин не захотел "интернационала" в семье, он лепил образ "Отца русского народа", как бы продолжая любимые им образы российских самодержцев.
Однако не легче оказалось и после смерти Сталина, Светлана продолжала ощущать всю тяжесть семейного груза и это толкнуло ее к чрезвычайным действиям. В марте 1967 года через Индию она бежит в США, где просит политического убежища. На Западе выходят ее книги, в СССР Светлану шельмуют, как предательницу и антисоветчицу, хотя в ее знаменитых "Письмах к другу" не содержалась критика сталинизма или социалистического строя как такового. Во всех бедах Светлана винила и продолжает до сих пор обвинять окружение Сталина.
Ни последователи, ни противники "сталинизма" не восприняли откровения Светланы, ее право на личный взгляд человека, отца которого называют одним из величайших диктаторов ХХ века. В прошлом году Светлане Алиллуевой исполнилось 75 лет, она проживает в Лондоне под именем Ланы Петерс и избегает встреч и бесед с корреспондентами. Ее дети и внуки также не любят вспоминать великое и страшное имя — Сталин.
Социальные закладки