Надо были видеть, с каким удовольствием, будто стосковавшись по человеческой речи, препирались после приговора во дворе суда вроде бы непримиримые противники: Леонид Бажанов пламенно объяснял какому-то зеваке, который до этого фотографировал сам себя в зале суда на телефон, что в советское время Юрий Самодуров и Андрей Ерофеев лично защищали церковь. Православный не верил и упрямо молчал. Если бы разговор оппонентов был невозможен в принципе, не было бы такого, что Роман Доброхотов из "Солидарности", увидев в суде Олега Кассина, трогал того за плечо и с нехорошей улыбкой спрашивал: "Вы Кассин?", а тот в ответ сопел и отворачивался.
Эта взаимная неловкость вызывает скорее улыбку, чем настоящую ненависть. Ну, как например, когда там же, во дворе суда, после процесса какой-то представитель, по его собственным словам, "православной молодежи", начал в голос спорить с Сергеем Давидисом из "Солидарности", а стоящая рядом бабушка из "Народного собора" стала кропить обоих святой водой из бутылочки.
Быть может, теперь, когда создан прецедент, есть надежда, что в России наконец появится по-настоящему политическое искусство, не пародирующее радикальные художественные процессы прошлого, а самостоятельно заявляющее о своих целях и имеющее в виду ответный резонанс. У нас есть все предпосылки к его появлению: чересчур стабильная политическая ситуация, относительная свобода слова (своим решением суд это, возможно, сам того не желая, подтвердил) и тому подобные благоприятные условия для того, чтобы полем битвы стал не суд, а выставочный или театральный зал. Политический театр — в Театре.doc, политическая живопись — у Гельмана, политический перформанс — у группы "Война". Мнение, что радикальные православные и радикальные художники просто друг друга пиарят, неприятно и неправдоподобно, но на деле так и получается. Организаторам "Запретного искусства" есть чем гордиться, их выставка всколыхнула не только русскую общественность — вот уже популярный актер и микроблогер Стивен Фрай пишет у себя в "Твиттере": "Oh Russia. What have you become? What shame you bring on yourself". Правда, микроблогер KremlinRussia его пока не ретвитит.
Социальные закладки