В соответствии с отечественным законодательством центральные органы власти, согласовав на первом этапе решение муниципалитета о привлечении займа, впоследствии не несут ответственности в случае несоблюдения органами местного самоуправления обязательств по долговым платежам. Система мер по защите интересов инвесторов, вкладывающих средства в муниципальные займы, сводится к законодательным ограничениям на осуществление займов в местные бюджеты и проверке соответствия решений городских советов о планируемых заимствованиях нормам закона.
Действующей нормативной базой, регулирующей финансово-кредитные отношения органов местного самоуправления в Украине (Бюджетным кодексом Украины, "Законом Украины о местном самоуправлении в Украине", Постановлением Кабинета Министров Украины 207 "Об утверждении Порядка осуществления заимствований в местные бюджеты"), установлено ряд ограничений на осуществление заимствований органами местного самоуправления. Прежде всего, ограничения наложены на права по привлечению заемных средств: займы могут осуществлять исключительно городские советы и Верховный совет Автономной республики Крым, а на внешний рынок могут выходить лишь города, численность населения которых превышает 800 тыс. человек. Существует также ограничение, устанавливающее предельный объем средств на обслуживание долга (не более 10% расходов общего фонда бюджета города-заемщика), и на осуществление новых заимствований городским советом, нарушившим графики платежей по долгу.
При этом украинским законодательством не установлен граничный объем муниципального долга, а мера ответственности городов в случае нарушения обязательств (пятилетний запрет на осуществление заимствований) не является достаточно серьезным стимулом для мобилизации усилий для погашений муниципального долга. Это может привести к неконтролируемому росту муниципальных долгов, а также не исключает возможность отказа новых городских властей (после проведения очередных выборов в местный совет) платить по долгам предшественников.
Социальные закладки