Так уж повелось, что рост популярности сноуборда связан именно с сноубордическим фристайлом. это отнюдь не говорит об отсутствии лыжного фристайла, но опять же, даже эффектный разворот на сноуборде уже будет выглядить как какая-нибудь простая фристайловая фишка, в то время как хорошо сделанный разворот на лыжах будет зачтён не более, чем просто хорошее умение ездить на лыжах.
мое мнение больше склоняетс к тому, что быть фристайлистом, не особо хорошо владея своим снарядом повсевместно на склоне, в принципе не особо возможно. ребята, которые занимаются фристайлом на достаточно высоком уровне, никогда не сидят где-то в сторонке от склона. как можно сделать хороший прыжок с трамплина, если тебя ноги на склоне вообще не особо держат?! по-моему, можно, но именно что никак.
лично меня борд больше прильщает именно тем чувством свободы и меньшей серьезности: прежде всего свободные руки, это напоминает сёрф на воде, можно нестись и касаться руками снега в крутом повороте (а также лепить снежнки, бросаться снежками, хватать мимо проезжающих девчонок за всякие места, дать пинка другому такому же фристайлисту и тд и тп). лыжи это немного иначе, особенно на первой стадии обучение, у тебя все конечности чем-то заняты, руки в палках, ноги в ботинках, ботинкы в лыжах, а лыжи в снегу, постоянно думаешь а как повернуть, а как не упасть, а как еще чтобы при этом лыжи не нахлестнулись, и ваще что я здесь делаю, а голова при этом занята всем этим анализом сразу. поэтому расскованность на лыжах приходит гораздо позже. да и то, для лыжника любителя, которыми большинство из нас является, всегда остается какие-то типы склонов, на которых мы не то, что не можем почувствовать себя раскованно, но и малейшей потери бдительности говорить нельзя. например, всем хорошо известные бугры. любой человек с не особо хорошей физ-подготовкой вряд ли сможет получить удовольствие от катания по буграм, на лыжах. поэтому все их проезжают как могут, и по возможности объезжают как могут, тем самым забугряю другие участки склонов. что касается бордеров, то я вообще не видел ни одного бордера, который бы сказал, что ему нравится кататься по сильно забугренным участком склона. мне кажется, так сложилось потому, что это вообще против идеи борда как таковой. борд - это сёрф. а сёрф на кочках - это уже как минимум не сёрф. поэтому часто можно видеть как бордеры на бугристых участках склона просто разворачивают доску поперек склона и спускаются молча юзом до более ровных участков. кстати, тем самым сгребая большое количество снега, что иногда просто приводит в бешенство и раздражение лыжников, натыкающихся на оставленную оголенную траву, после подобной процедуры спуска. и таких моментов море. поводы не любить друг друга бордеры и лыжники находят где угодно и сколько угодно.
есть еще один момент, о котром возможно стоит упомянуть, который является важным для начинающих любителей. Горец уже кажется упоминал об этом. это целина. борд просто создан для целины, только на глубоком хорошем пухляке Вы сможете почувствовать его природное предназначение в первозданном виде. фристайл и прочая дребедень - это конечно же весело и круто, но с катанием на целине не сравнится ничто. в этом со мной согласится как минимум 99процентов всех бордеров, когда-либо пробовавших целину. но если я подобное же заявлю десятку другому лыжников-любителей с опытом катания не более 10 раз по пять дней (стандартная схема отдыха в Карпатах, поехали на неделю, минус два дня в дороге), то в ответ я услышу бурю негодования и эмоций. да, потому чтобы научиться хоть как-то более-менее внятно кататься на целине на лыжах, то нужны как минимум следующие составляющие:
а) Вам придётся уже достаточно уверенно стоять на лыжах на обычном склоне и не бояться хотя бы скорости примерно в 30 км.час при спуске по снежному склону;
б) для езды по целине на лыжах нужен склон с уклоном примерно не менее 15 градусов (см п.а)), потому как при отсутвии скорости будут просто тонуть и вязнуть даже в сухом пухляке (тем более если ваши лыжи узкие, короткие, и плохо смазанные);
в) езда по целине требует затраты больших физических усилий чем езда по хорошо укатанному склону даже с уклоном выше среднего (опять же для Карпат), требуется более активная работа туловища, тазабедренных суставов, нежели самих ног.
г) результатом всего этого и других ньюансов является то, что техника езды по целине на лыжах совершенно отличается от техники езды на лыжах по любым видам укатанных склонов. Для того чтобы ей овладеть, каждому кто уже более-менее уверенно стоит на лыжах, лучше постараться "на половину" забыть то, что он делает на укатанном склоне, когда он скользит по целине. целина подразумевает сёрф не только для бордеров, но и для лыжников, здесь нет резанных поворотов в их настоящием понимании, и практически исключенна раздельная работа ног. лыжнику приходится стараться так, чтобы его лыжи вели себя как одно целое, и работать плоскостью лыж. особенно это становится затруднительным для всех, кого до этого долго и нудно учили, что надо резать кантом и сильно выраженно работать поочереднной разгрузкой ног (перенося вес тела в соотношении примерно 70 к 30 процентам с одной ноги на другую) на укатанном склоне. подобная техника просто не работает на хорошей сухой глубокой целине. вы просто увязните и потеряете равновесие рухнув и искупавшись на радость Вас и всех окружающих, поднимая облако снега. есть еще один важный момент при езде на целине. стойка. геометрия обычных лыж (не затюненных специально для катания на целине, а предназначенных для катания на разнообразных видах склонов) такова, что центр тяжести лыжника в средней нормальной стойке проходит через середине его ботинок, что обуславливает такую нагрузку на концы лыж, при которой носки лыж без труда тонут, когда лыжник находится на целине. выхода два: либо сдвигать крепление несколько назад, если это позволяет конструкция лыж (как по мне, не лучший вариант), либо езда на целине должна производиться в несколько заваленной назад в стойке, что обуславливает как минимум дополнительное (и при активной езде очень не малое) напряжение на мышцы бедра и пресса. мое мнение таково, что именно не умение активно чувствовать и менять положение своего центра тяжести, в зависимости от типа езды, который следует применять на том или ином виде склона, и заставляет подавляющее большинство лыжников-любителей делать кривую недовольную гримассу на лице при упоминании целины. чувство своего центра тяжести по сути дела является наверное самым важным аспектом катания на горных лыжах. посудите сами, что такое падение как таковое? это потеря контроля над своим центром тяжести. на целине ваш центр тяжести, при нормальной для укатанного склона стойке, будет неизменно тянуть вас лицом вперёд, и заставлять носки ваших лыж тонуть в неведомой снежной пучине. об этом нельзя забывать. также стоит хорошо помнить, что никакие усилия не позволят вам привычным для вас крутящими движениями (как то попытки крутануть задниками, или вообще разворота лыж вокруг оси ваших голеней) развернуть лыжи, пока они находятся под 10-20 сантиметровой толщей снега (правило рычага думаю в школе все учили?). поэтому чтобы развернуть лыжи на целине, вам придётся вынырнуть из нее. для этого на целине надо уметь активно разгружать лыжи. и в момент их всплывания на поверхность, выполнять поворот. это как раз те физические усилия, о которых я писал выше. ньюансов море, и как большой любитель именно лыж, который ко всему наверное еще и страдает нарциссизмом, как поставил диагноз доктор Горец, я бы наверное мог продолжать говорить об этом вечно. одно должно быть ясно для вас чётко и сразу. если вы собрались посвятить свои усилия сначала тому, чтобы научиться гонять на лыжах, то приготовьтесь сразу же к тому, что какой бы суперспортивной подготовкой вы не обладали, но езда на целине Вам поддастся не мгновенно и не сразу, и очень многое в этом будет зависеть от вашего терпения, физподготовки, уже имеющегося опыта езды на лыжах вообще, и снаряжения. что касается снаряжения, то в этом легко убедиться взяв любую лыжную марку и внимательно изучив различия между теми моделями, которые производитель предлагает для езды по подготовленным склонам и для фрирайда или езды по целине. также дело обстоит и с лыжами предназначенными для езды в хайфпайпе и для ньюскул бигэйра (они достаточно сильно разнятся типом креплений, местом расположения креплений на лыжах более близкого к геометрической середине лыж, способом крепления самих креплений, и геометрией самих лыж: твинтипы, менее выраженный карвинговый радиус).
насколько мне известно, борды тоже разнятся в зависимости от целинной, фристайловой, слаломной и просто фрирайдовой принадлежности. более подробно об этих ньюансах, я надеюсь, напишет товарищ Горец.
Мне же еще бы хотелось отметить следующее. Многие лыжники-любители рассуждают подобным образом: я приехал отдыхать, на фиг мне нужна ваша целина, от нее только усталость, раздражение, и полный рот снега. Согласен. Но постарайтесь понять, что в природе не существует укатанных склонов. Удивительно но факт. Езда по целине является перноначальной и первопричинной. Ратраки придумали позже. Бугры - это испорченная в крайность целина. Если вас тяготят спортивные достижения и результаты, то сразе же купите к своим лыжам ратрак и пачку флажков. Если вы выезжаете чтобы покататься на природе, то вам лучше сразу научиться общаться с рыхлой средой даже неглубокой карпатовской целины. В противном случае в странах подобной нашей, где ратраки пока что к сожалению еще не самое обычное явление, вашим уделом как минимум на 1/2 склона будут жесткие бугры. Каждый раз когда Вы ступаете на целину, Вас неизменно будет посещять чувство чего-то никем не тронутого, элемент первозданности, самое большое удовольствие, даже без всякого там фристайла. Возможность получить этот кайф без всякого там лишнего гимора - вот что никто и никогда не отнимет у любого начинающего бордера, и то, что никогда никто не сможет подарить ни одному начинающему лыжнику. Задача лыжника заключается именно в том, что получить это самому. Извращенцы?! да, именно, мы об этом с Горцем уже писали.
Лично я бы посоветовал, если у вас есть лишние средства, купить себе пару фрирайдовых лыж, не тратить очень много времени на очень подробное изучение всех стадий роста горнолыжника (плужки, кружки, параллельные не параллельные, резанные не резанные, какая в ж. разница?), и сразу забуриться на целину. Катайтесь рядом с бордерами, которые думают что они там одни в своей бордеровско целинной идилии, пусть они вам задают глупые вопросы, вроде таких: а ты сможешь, а ты уверен что ты там проедешь? Пусть бордеры будут вашими лучшими друзьями, даже если вас ничем не прильщает сам борд. И на каждую шутку со стороны бордеров, отпущенную в адрес ваших лыж новомодной геометрии, аля "чувак, что это у тебя за лыжи? они похожи на пару бордовских досок!", отвечайте с искренней улыбкой: "да, чувак! у меня целых две такие широкие штуки как у тебя!"
Нет более красивого зрелища, чем катающиеся в паре бордеры и лыжники.
Социальные закладки