Уважаемые, форумчане и правозащитные организации города!
История одного нотариуса нашего города, который, не нарушая Закон, лишился своей профессии и остался один на один в борьбе с коррупционной системой Минюста в лице начальника Главного территориального управления юстиции в Одесской области Алексея Пономарчука.
Итак, Одесса... Город, в котором поселилась надежда стать первым антикоррупционным городом. Одесситы, которым присущи трудолюбие, независимость, свобода выбора, и оптимизм, являются наибольшей ценностью для построения современного европейского общества.
Одной из свободных профессий, процветающей в этом городе, является профессия нотариуса. На первом этапе становления независимой Украины, еще в 90-х годах, одесситка в третьем поколении Виолетта Масалова начала свой путь к этой профессии с получения высшего юридического образования, одновременно приобретая практику в должности помощника нотариуса. Пройдя все необходимые процедуры допуска через восемь лет она получила право стать нотариусом.
На пути к независимости в профессии стояла задача приобретения помещения для работы. На семейном совете было решено продать автомобиль, и столько же денег взять взаймы у друзей. Будет рабочее место – будет работа, честная, независимая, желанная. Была куплена квартира в пятиэтажке, переоборудована под нотариальную контору. Для начала работы в этом помещении пройдена необходимая процедура сертификации и получено регистрационное удостоверение нотариуса. Казалось бы – работай в соответствии с Законом, оказывай правовую помощь людям, удостоверяй сделки, веди наследственные дела, но не все оказалось так просто. Действительно, работала нотариус в принадлежащем ей помещении на протяжении двенадцати лет, не имея нареканий ни со стороны клиентов, ни со стороны правоохранительных органов, ни со стороны правосудия, ни при каких условиях не нарушая Закон, и при этом справедливо считала, что такая работа будет способствовать процветанию профессии.
А теперь вопрос: «Что или кто может выбросить нотариуса, работающего в своем личном помещении за пределы профессии и жизни?» Ответ очевиден – коррупция! В частности, коррупционная схема, применяемая в сфере нотариата работниками юстиции. Конечно же, такие схемы возникли не сегодня, они создавались на протяжении многих лет, с помощью «проталкивания» нужных изменений в «Закон о нотариате», принятия подзаконных актов, противоречащих один другому, ежегодных, а иногда ежемесячных изменений в правила делопроизводства. А дабы нотариус был «ручным», чиновники из управления юстиции каждые два года проводят проверку деятельности нотариуса и тщательно высматривают правильность применения нотариусом принятых изменений, вплоть до запятых. Всем известная поговорка: «Не ошибается тот, кто не работает» не является аксиомой для них. На протяжении двенадцати лет нотариус Виолетта Масалова проходила все проверки своей нотариальной деятельности с положительной оценкой контролирующих органов, потому что всегда неукоснительно соблюдала действующее законодательство. Так было вплоть до 2015 года.
В этом году чиновники отдела нотариата, применив вновь вышедшее Положение о проверке нотариальной деятельности провели проверку рабочего места нотариуса «с пристрастием». При проверке выяснилось, что несмотря на правомерность занятия помещения нотариусом, и наличия акта сертификации, в одной из комнат помещения не хватает 3,5 квадратных метра площади. Требования к площади возникли в 2011 году, после принятия Положения о рабочем месте нотариуса, через восемь лет после сертификации помещения. Читатель возразит: «А как быть с конституционной нормой о том, что Законы и подзаконные акты обратной силы не имеют?» А никак! Чиновники управления юстиции вероятно не читали ни Конституцию, ни Положение о рабочем месте нотариуса, где указаны лишь два случая для подобной проверки: в начале нотариальной деятельности и при смене адреса размещения рабочего места. Кроме того, согласно Положения, утвержденного самим Минюстом, рабочие места нотариусов, сертифицированные ранее, новой сертификации не подлежат.
Петлей на шее нотариуса оказались приказы начальника Главного территориального управления юстиции в Одесской области Пономарчука А.А. о нарушении требований к рабочему месту. В своих приказах управление юстиции требовало привести площадь одной из комнат к показателю не менее 10 квадратных метров. А что нотариус? Нотариус, досконально зная законодательную базу и неправомерность выставленных требований оказала сопротивление чиновничьему беспределу. Обратилась в суд, написала несколько обращений начальнику Главного территориального управления юстиции в Одесской области о незаконности требований, подала жалобу в Министерство юстиции. И здесь петля на шее нотариуса не только повисла, но и начала затягиваться все туже и туже. Управление юстиции издало приказ о прекращении нотариальной деятельности Виолетты Масаловой.
Чьи интересы нарушил нотариус? Государства – нет, юридических или физических лиц – нет. Догадаться не трудно, что накинув петлю на шею одного нотариуса, проводится «показательное выступление» для всех, работающих в Одессе нотариусов, чтобы те знали, кто является главным в их свободной профессии.
Одним росчерком пера нотариус была выброшена из собственного помещения нотариальной конторы, за пределы профессии и полноценной жизни. И вот, сидя на обочине этой самой жизни, ее часто посещают мысли о том, как сказать нормальному вменяемому человеку – своему клиенту, знакомому, родственнику о том, что она больше не является нотариусом, в связи с тем, что ее деятельность прекращена управлением юстиции по причине нехватки в одной из комнат помещения площади 3,5 квадратных метра…
Свободная страна, антикоррупционный город, и только нотариус, с петлей на шее, «любовно» повязанной чиновниками управления юстиции перестал верить в справедливость.
Выход видится в защите судебной системой, и время покажет истину.
Социальные закладки