Тема: Свобода как философская категория

Ответить в теме
Показано с 1 по 9 из 9
  1. Вверх #1
    Не покидает форум Аватар для фокс
    Пол
    Мужской
    Адрес
    киев
    Сообщений
    27,852
    Репутация
    5184

    По умолчанию Свобода как философская категория

    Спиноза, в общем, совершенно правильно решает вопрос, — свобода это прежде всего свобода от рабской зависимости человека от внешних обстоятельств, но не вообще от них, а от ближайших, от частных и случайных. И наоборот, зависимость от универсальной связи вещей, действование в согласии с ними, с нею. Как познанная универсальная необходимость. Свобода как акт постоянно длящегося освобождения из плена ближайших внешних обстоятельств, как деятельность мыслящего тела в мире вещей, тел.

    http://philosophica.ru/ilyenkov/11.htm

    (Маркс об отличии архитектора от пчелы, — цель как закон, определяющий весь ход действий. Тут весь секрет функции воли и тем самым ее пресловутой «свободы». Свободы от власти ближайших эмпирических обстоятельств — как вне, так и внутри его собственного тела, — действие сообразно более широкому кругу «обстоятельств», сообразно необходимости, заключенной в этом более широком кругу, и субъекту данной лишь «идеально», как осознанная человеческая (социальная на 100 %) потребность, удовлетворяемая как раз изменением ближайших — эмпирически данных — обстоятельств (а потому тоже учитываемых как объект действий).


  2. Вверх #2
    Посетитель Аватар для Klavdiyi
    Пол
    Мужской
    Сообщений
    250
    Репутация
    440
    Без собственно-личностного отношения к набору любых цитат, всегда усматривается попытка очередного забавного жонглирования оными как способ "высечь искру" и есть суть самый малодостойный путь истинного философа.
    Последний раз редактировалось Klavdiyi; 22.04.2015 в 12:51.
    Воздухом свободы чаще всего надувают.

  3. Вверх #3
    Не покидает форум Аватар для фокс
    Пол
    Мужской
    Адрес
    киев
    Сообщений
    27,852
    Репутация
    5184
    Цитата Сообщение от Klavdiyi Посмотреть сообщение
    Без собственно-личностного отношения к набору любых цитат, всегда усматривается попытка очередного забавного жонглирования оными как способ "высечь искру" и есть суть самый малодостойный путь истинного философа.
    Допустим

    вот мое отношение.

    Спинозовское понимание свободы становится востребованным, когда философия практики находит поддержку у тех, кто лишен средств производства и вынужден жить, продавая свои способности (мыслящее тело – живой труд) к труду.

    Поскольку именно в этом случае, не стихийная, а именно осознанная деятельность – со знанием дела (теория) становится необходимым условием для преобразования (очеловечивания) общества. Вне этого совпадения спинозовского монизма, где мышление (сознание) есть неотъемлемый атрибут порождения и воспроизводства самого человека, с материалистическим пониманием теории развития (философии практики), образование тотальной (Гегель), т.е. личности овладевшей предметным телом культуры, невозможно.

    Поэтому, в условиях, когда целью производства становится не получение прибавочной стоимости и воспроизводства человеческой индивидуальности в форме профессионального кретина, а ставится задача очеловечивания общества (воспроизводства нормальной - тотальной (Гегель-Маркс) личности), когда менять нужно все, все и не меньше, все отношения, основанные на принуждении человека человеком к труду, спинозовское понимание свободы буквально совпадает с политикой (действительным движением), которое уничтожает (снимает) теперешнее состояние. Нет этого совпадения, в теории мы имеем засилье позитивизма (схоластику), на практике (в политике) иронию истории - обратные результаты.

  4. Вверх #4
    Посетитель Аватар для Klavdiyi
    Пол
    Мужской
    Сообщений
    250
    Репутация
    440
    Вышеприведенный образ видения "Свободы как философской категории" имеет, пожалуй, несколько спорных основ, главными из которых, вероятно, следовало бы отметить такие как жёсткость суждений и узкая направленность на неширокий слой людей.
    Иными словами: можно образно расслоить общество любой страны на условные категории и у каждой из них будет своё (вероятнее всего, часто непохожее) мнение на озвученную тему.
    Воздухом свободы чаще всего надувают.

  5. Вверх #5
    Не покидает форум Аватар для фокс
    Пол
    Мужской
    Адрес
    киев
    Сообщений
    27,852
    Репутация
    5184
    Цитата Сообщение от Klavdiyi Посмотреть сообщение
    Вышеприведенный образ видения "Свободы как философской категории" имеет, пожалуй, несколько спорных основ, главными из которых, вероятно, следовало бы отметить такие как жёсткость суждений и узкая направленность на неширокий слой людей.
    Иными словами: можно образно расслоить общество любой страны на условные категории и у каждой из них будет своё (вероятнее всего, часто непохожее) мнение на озвученную тему.
    не думаю. монизм Спинозы предполагает монизм - материи и сознания (Бог как субстанция, материя которая обладает неотьемлимым атрибутом - самосознанием), т.е. тождество противоположностей - мыслящее тело. Поэтому я веду речь о категории всеобщее, а не частное (абстрактное, ложное) , о том в какой социальной группе (классе) эта категория находит свое отражение.

  6. Вверх #6
    Посетитель Аватар для Klavdiyi
    Пол
    Мужской
    Сообщений
    250
    Репутация
    440
    Цитата Сообщение от фокс Посмотреть сообщение
    не думаю. монизм Спинозы предполагает монизм - материи и сознания (Бог как субстанция, материя которая обладает неотьемлимым атрибутом - самосознанием), т.е. тождество противоположностей - мыслящее тело. Поэтому я веду речь о категории всеобщее, а не частное (абстрактное, ложное) , о том в какой социальной группе (классе) эта категория находит свое отражение.
    Путь подобных рассуждений , пожалуй, можно ассоциировать с желанием понаблюдать за свойствами дистиллированной воды, оное состояние которой суть почти неестественно для неё.
    Воздухом свободы чаще всего надувают.

  7. Вверх #7
    Не покидает форум Аватар для фокс
    Пол
    Мужской
    Адрес
    киев
    Сообщений
    27,852
    Репутация
    5184
    Цитата Сообщение от Klavdiyi Посмотреть сообщение
    Путь подобных рассуждений , пожалуй, можно ассоциировать с желанием понаблюдать за свойствами дистиллированной воды, оное состояние которой суть почти неестественно для неё.
    когда я говорю о всеобщем, то речь не идет о понимании всеобщего как нечто общего (сходного, похожего) признака для того или инного явления . Классический пример такого абстрактного понимания всеобщего: все люди смертны, где общим для всех людей признаком является - смертность.

    речь идет о противоположном понимании всеобщего, как законе существования (развития) системы явлений, которая всегда представляет собой тождество противоположностей. Всеобщее в этом отношении выступает как единство многообразия. Классика - мыслящее тело у Спинозы, что к примеру в педагогике у Выгодского и Мещерякова выступает как принцип совместно-разделенной деятельности воспитателя и воспитанника с предметами человеческой культуры. Всеобщее здесь деятельность, т.е. то что определяет закон формирования психики ребенка, по овладению предметами человеческой культуры.

    Этот всеобщий принцип определяет и понимание свободы как осознанной (теоретической, а не на уровне обывателя) деятельности по очеловечиванию (преобразованию) отношений в обществе от уничтожения товарно денежных отношений (эксплуатации человека человеком) вплоть до политики уничтожения общественного разделения труда (частной собственности на деятельность), т.е. классов в обществе. В таком случае все остальные формы деятельности, когда изменению (очеловечиванию) подлежат все отношения, выступают всего лишь моменты истины.

    ---------- Сообщение добавлено 26.04.2015 в 16:44 ----------

    По другому, только осознав свою зависимость от мира капитала, только тогда человек (принужденный к труду и зависимый, в буквальном смысле физически, поскольку лишен средств производства и живет на одну зарплату, класс) становится способен поставить перед собой вопрос о собственной свободе.

  8. Вверх #8
    Посетитель Аватар для Klavdiyi
    Пол
    Мужской
    Сообщений
    250
    Репутация
    440
    Простите великодушно, но не убеждён в целостности таких представлений как причин для каких-либо выводов.

    Давайте посмотрим по иному. В какой (каких) из стран современного мира Концепция СВОБОДЫ реализована наиболее успешно законодательно и фактически?

    Какие внешние (окружающая людей обстановка) и внутренние (способность и возможность защищать возможные покушения на оную) признаки подтверждают наличие таковой в стране?
    Воздухом свободы чаще всего надувают.

  9. Вверх #9
    Философ форума

    Аватар для lalalyla
    Пол
    Женский
    Адрес
    Одесса
    Сообщений
    52,477
    Репутация
    30293
    Цитата Сообщение от фокс Посмотреть сообщение
    Спиноза, в общем, совершенно правильно решает вопрос, — свобода это прежде всего свобода от рабской зависимости человека от внешних обстоятельств, но не вообще от них, а от ближайших, от частных и случайных. И наоборот, зависимость от универсальной связи вещей, действование в согласии с ними, с нею. Как познанная универсальная необходимость. Свобода как акт постоянно длящегося освобождения из плена ближайших внешних обстоятельств, как деятельность мыслящего тела в мире вещей, тел.
    Хорошо Спиноза обозначил. По поводу ближайших и частных случаев, а не от универсальной связи вещей. Это довольно сложно объяснить. Но у Вас со Спинозой получилось.
    По поводу внешних обстоятельств в частных моментах - это верно, так как мы не можем в общем нарушать мировой порядок, только в части своих эгоистических отношений с миром. Вот в этом смысле - полная свобода. Иметь, влиять или зависеть и болтаться как пестик в колоколе))).

    Эти вещи как раз многие путают. Когда человек заявляет о своей свободе, это воспринимается как атака на мир в целом. А свобода у нас есть только в отношении наших же проекций.
    Если понимать эту разницу, то не будет возникать конфликт. Очень мудрая тема. Спасибо!)
    Я желаю всем счастья!


Ответить в теме

Социальные закладки

Социальные закладки

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения