История это корневая система общества. От состояния этой корневой системы зависит направление, по которому будет развиваться общество и его устойчивость перед мировыми испытаниями. Поэтому все политики и правители всегда, когда приходят к власти обязательно занимаются «садоводством», перекраивают-перекапывают корни. Каждая цивилизация мечтает о крепкой корневой системе, которая бы обеспечила ей длительное, устойчивое, успешное развитие, поэтому практически все государства прорисовывают свои исторические корни как можно глубже в древность.
Как предполагает большинство переводчиков, Абуль-Гол, арабское название Великого египетского Сфинкса, означает «Отец Ужаса», есть еще одно имя ему, «Бог Скорпион».
Гигантское изваяние с телом льва и головой человека глядит на восток из Египта с тридцатой параллели. Монолит, вырубленный из плиты известняка 73 м в длину, 12,5 - в ширину и 20 - в высоту. Потертый, потрескавшийся, размытый и частично разрушенный. Ничто, дошедшее до наших дней из тьмы веков, даже отдаленно не может сравниться с ним по силе и грандиозности, величию и таинственности, по гипнотизму. Это - Великий сфинкс.
Когда-то люди верили, что он - Бог на все времена. Проходили тысячелетия. Менялся климат. Менялись культуры, языки и наречия. Даже положение звезд на небе - и то менялось. Но изваяние все так же стояло на своем месте - бесстрастно и терпеливо. Иногда пески пустыни поглощали его. Но находились правители, которые приказывали вызволить его из песчаного плена. Иные старались лечить его, покрывая каменной кладкой огромное тело, испещренное шрамами времени.
Во времена ислама пустыня поглотила его по самую шею, и ему было дано имя Абуль-Хол - Отец Ужаса. И, поскольку нет Бога, кроме Аллаха, в XIV веке правоверный по имени Саим-эд-Дар обезобразил лицо Абуль-Хола. Сразу после этого пески вторглись на возделываемую землю в Гизе, и люди связали это с оскорблением Абуль-Хола. Сфинкс очень стар. Его бока глубоко испещрены следами эрозии, его стертые лапы облицованы банальным кирпичом, шея втиснута в неуклюжий цементный воротник. Лицо сфинкса изуродовано варваром-исламистом и разъедено эрозией, но кажется безмятежным и лишенным возраста; оно непредсказуемо принимает различные выражения в разное время, оживая от игры света и тени. Возлежа в головном уборе египетских фараонов, он терпеливо смотрит на восток, словно ожидая чего-то, и взор его всегда нацелен на ту точку горизонта, где во время равноденствия восходит солнце. Как долго он лежит так, наблюдая за горизонтом? В чем состоит его роль?
В настоящее время нет никакого объективного теста для точной датировки памятников, высеченных из скальной породы. Радиоуглеродный метод анализа применим только к органическим материалам (в которых измеряется количество изотопа углерода-14). А сфинкс высечен из скалы. Каменные монументы могут быть датированы с приемлемой точностью, если современные им тексты содержат упоминания об их сооружении.
Существует мнение, что сегодняшний облик Великому сфинксу в Гизе был придан в правление фараона четвертой династии по имени Хефрен - приблизительно в 2520-2494 гг. до н.э. Оно повторяется во всех научных работах по Древнему Египту. Как и то, что черты лица сфинкса повторяют черты самого Хефрена. Другими словами, его лицо - это лицо фараона. К примеру, доктор И. Эдвардс, всемирно известный специалист по монументам в некрополе Гиза, уверен, что хотя лицо сфинкса "несколько изувечено, оно все еще дает нам портрет самого Хефрена". В таком же русле Ахмед Фахри, профессор древней истории, сообщает нам, что "Сфинкс символизирует фараона, и его лицо было высечено по образу самого Хефрена". Но, поскольку тело этого фараона так никогда и не было обнаружено, у нас нет ничего для сравнения - за исключением статуй, которые могут и не быть похожи на самого фараона. Самая известная из них - шедевр скульпторского искусства, высеченный из черного диорита, находится в одном из залов Каирского музея. Это прекрасное и величественное изображение ученые и имеют в виду, когда рассказывают нам с такой убежденностью, что сфинксу был придан облик Хефрена. Эта убежденность особенно ярко проявилась в работах профессора Марка Ленера из Чикаго, который использовал "фотограмметрические данные и компьютерную графику" и "доказал", что лицо Великого сфинкса - это лицо Хефрена. Однако известно: современная компьютерная графика может творить чудеса. "Используя компьютерную технику, - писал один из критиков, - можно доказать, что сфинкс на самом деле Элвис Пресли..."
Чтобы разрешить эту проблему, в 1993 году группа независимых исследователей пошла на необычный шаг - пригласила в Египет сыщика. Лейтенант Франк Доминго из нью-йоркского полицейского департамента готовил портреты для опознания подозреваемых на протяжении более чем двадцати лет. Он и был приглашен провести подробное изучение схожести между сфинксом и статуей Хефрена. Через несколько месяцев работы Доминго сообщил: "Эти два произведения искусства изображают двух разных лиц. Фронтальные пропорции - и в особенности углы и лицевые выступы при боковом обзоре - убеждают меня в том, что сфинкс - это не Хефрен..."
Почему же современные ученые продолжают связывать сфинкса с Хефреном? Причина - один-единственный слог, высеченный на гранитной стеле, стоящей между передними лапами сфинкса. Сама стела не является современной сфинксу, она посвящена героическим усилиям фараона Тутмоса IV (1401-1391 гг. до н.э.) очистить сфинкс от песка и описывает монумент как воплощение "великой магической силы, которая существует в этом месте с самого начала времен". Надпись содержит в тринадцатой строке слог "Хеф", но далее все затерто. Стела была раскопана в 1817 году генуэзским искателем приключений Жаном Батистом Кавильей. Английский филолог Томас Янг, ведущий специалист по расшифровке древнеегипетских иероглифов, сделал факсимиле надписи. Он не сомневался, что этот слог является первым слогом имени фараона Хефрена, который и построил сфинкса. Однако уже в 1905 году американский египтолог Джеймс Генри Брестед указал, что имена всех фараонов обводились овальным значком (так называемый картуш), а здесь нет и следа присутствия этого значка... Но даже если слог "хеф" и в самом деле относится к имени фараона, разве это автоматически подразумевает то, что именно он построил сфинкса? Разве не может существовать других объяснений? Например, что Хефрен, как и многие фараоны до него (Рамзес II, Тутмос IV и т.д.), также был реставратором Сфинкса?
Эта гипотеза подтверждается текстом другой современной стелы, также найденной в Гизе. Она утверждает, что фараон Хеопс (Хуфу) видел сфинкса. Поскольку Хеопс, предполагаемый строитель Великой пирамиды, был предшественником Хефрена, очевидно, что Хефрен никак не мог построить сфинкса. Исходя из этого французский египтолог Масперо предположил, что сфинкс мог существовать еще во времена "последователей Гора" - полубожественных созданий, живших до начала династий фараонов, которые, как верили древние египтяне, правили на протяжении тысяч лет до появления исторических фараонов.
Французский математик и символист Шуолер де Любич пошел еще дальше. В одной из своих работ "Священная наука" (1961 г.) он предположил, что до потопа, который в последний раз обрушился на Египет более чем 12 000 лет назад, там существовала великая цивилизация, которая и построила сфинкса в Гизе, поскольку на его теле присутствуют явные следы водной эрозии. Если можно будет доказать, что "шрамы" на теле сфинкса были вызваны водой, а не песком и ветром, как считают египтологи, то в самом деле возникает серьезная проблема с устоявшейся хронологией. Возможно, эти следы появились в результате морских наводнений и грандиозных разливов Нила. Последний из таких потопов произошел около 10 тысяч лет до н.э. Следовательно, к этому времени сфинкс уже должен был существовать.
На практике же выяснилось, что потоп не может быть ответственным за эрозию сфинкса, поскольку ее следы видны даже на шее, а это означает, что минимальный уровень воды должен был составлять 60 футов по всей долине Нила! Трудно вообразить себе нечто подобное. Да и на развалинах храма недалеко от сфинкса тоже были найдены следы эрозии - это еще лишняя сотня футов воды... Итак, не наводнение. Тогда что?
Известный геолог и палеонтолог Шох после своего первого визита в Гизу в 1990 году заявил, что шрамы оставлены на теле сфинкса не водами потопа, а осадками. Во время экспедиции 1993 года геофизик доктор Томас Добеки проводил сейсмографические тесты вокруг сфинкса. Современная чувствительная аппаратура показала наличие в коренной породе между лапами сфинкса и по его бокам большое количество аномалий и полостей. Одну из этих полостей доктор Добеки описал так: "Весьма большая, размером примерно 9 на 12 метров, лежащая на глубине менее 5 метров. Ее четкие очертания - прямоугольник - показывают, что она является делом рук человека". Захоронения Старого Царства, датирующиеся примерно эпохой правления Хафра, вырублены из той же породы, что и сфинкс. Однако они от следов атмосферных воздействий не пострадали. Следовательно, эти сооружения нельзя приписать к одному и тому же периоду.
Выводы Шоха о том, что следы атмосферных воздействий на теле сфинкса - это следы проливных дождей, были полностью поддержаны другими палеоклиматологами. Чтобы оставить такие следы, необходимы проливные дожди большой силы, а они прекратились над Египтом примерно за 5000 лет до н.э. С 7000 до 5000 лет до н.э., согласно египтологам, долину Нила населяли первобытные люди эпохи неолита, чьи орудия труда ограничивались лишь заостренными камнями и палками. Следовательно, сфинкс и соседние с ним храмы (построенные из сотен 200-тонных плит известняка) должны быть работой неизвестной нам цивилизации.
Реакция египтологов? Она была однозначной. Такой, как, например, у археолога Кэрол Редмонт из Калифорнийского университета в Беркли: "Люди в этом регионе за тысячи лет до правления Хафра не имели ни технологии, ни институтов власти, ни даже потребности воздвигать такие сооружения". Джон Уэст не был удивлен подобной реакцией со стороны официальной науки - он предполагал, что все будет именно так: "Однако я убежден в том, что сфинкс должен был быть построен до последнего ледникового периода".
На практике это означает - до 15 000 лет до н.э. Уэст также приводит в пример полное отсутствие свидетельств существования в Египте высокой культуры в 7000-5000 гг. до н.э. "Если сфинкс был построен в 7000-5000 гг. до н.э., - доказывает он, - то, я думаю, мы имели бы другие свидетельства о цивилизации, которая его воздвигла". Поскольку таких свидетельств нет, Уэст полагает, что цивилизация, построившая сфинкса, должна была исчезнуть задолго до 7000-5000 гг. до н.э.: "Другие свидетельства, возможно, похоронены глубже, чем их ищут, и (или) в тех местах, где их никто не искал, - по берегам древнего Нила, который, возможно, лежал в стороне от нынешнего русла, или на дне Средиземноморья - оно было тогда сушей..."
Сотни геологов согласились с логикой этих выводов, а десятки - предложили практическую помощь и консультации для следующей экспедиции. Однако с 1993 года правительство Египта запретило любые геологические и сейсмографические исследования вокруг сфинкса...
Абидос - сердце Египта
Сегодня это маленький населенный пункт под названием Эль-Араба-эль-Мадфуна, расположенный примерно в 200 км к северу от Луксора, вниз по течению Нила. В глубокой древности это место называлось Та Ур - "Великая земля". Греки именовали это место Абидос, а древние египтяне - Абиджу. На протяжении тысячелетий он являлся крупнейшим религиозным центром египетской цивилизации.
В Абидосе расположен один из наиболее сохранившихся памятников Древнего Египта - заупокойный храм фараона XIX династии Сети I, правившего на рубеже XIV-XIII вв. до н.э. Свой храм Сети посвятил семи великим богам Египта. В плане храм имеет необычную L-образную форму. Удивительно, но этот комплекс - один из немногих, который пощадило время. В этом огромном храмовом комплексе прекрасно сохранились и потолок, и многочисленные красочные фрески. В верхней части стен, а также в перекрытии потолка сделаны многочисленные окна. Лучи света, проникая в них в течение дня, последовательно освещают изысканные расписные рельефы стен и колонн храма. Краски сохранились на удивление хорошо и эти изображения по праву считаются выдающимися шедеврами древнеегипетского искусства.
Храм Сети I, Фреска в храме Сети I
Этот храмовый комплекс расположен примерно в пяти километрах от русла Нила. Историки считают, что в древности от реки был прорыт широкий канал, по которому корабли и лодки подплывали практически к самому храму. До нашего времени канал не сохранился.
Заупокойный храм Сети I знаменит также тем, что здесь расположен один из немногих династических списков фараонов Египта, который так и называют «абидосский список». На стенах коридора, соединяющего две части храма вырезаны картуши 76 египетских царей. Список начинается с первого фараона, объединителя Египта, Менеса и заканчивается именем самого Сети. На основании этого списка была построена периодизация истории Древнего Египта. Попытки привести в порядок хронологическую последовательность правление фараонов и основные вехи египетской истории предпринимались еще в глубокой древности, но большинство из этих хронологий до нас не дошло. Частично уцелели только четыре из них, в том числе и «абидосский список». И он разительно отличается от трех остальных. Отличие заключается в том, что он начинается с имени первого фараона Менеса, тогда как в остальных списках эпохи первой династии царей предшествуют другие периоды, уводящие египетскую историю на десятки тысячелетий вглубь времен.
Фрагмент «абидосского списка»
Первый из них – Палермский камень (назван так по месту хранения – музею г.Палермо) является самым древним. Он был создан в период V- й династии и датируется XXV в. До н.э. Т.е. он был составлен за тысячу лет до правления фараона Сети I. На этой диоритовой плите черного цвета помимо пяти первых династий фараонов вырезаны имена 120 царей до-династической эпохи. К сожалению, Палермский камень – лишь фрагмент огромного монолита, который, как считают исследователи, имел размер до двух метров.
Другой список – Туринский папирус сохранился очень плохо. Тем не менее на нем можно имена десяти богов-нетеру, правивших Египтом в эпоху Первого времени (египтяне именовали его Зеп-Тепи). Причем их имена вписаны в картуши таким же образом, как писались имена всех фараонов. На папирусе были также указаны сроки их правления, но эти части текста не сохранились. Но сохранился столбец текста, в котором приведен список смертных царей, которые правили Верхним и Нижним Египтом после эпохи богов но до фараона Менеса. В уцелевших фрагментах текста говорится о девяти таких «династиях» и даже приводятся их имена, среди которых особенно отмечены Шемсу-Гор (спутники или последователи Гора, последнего из правивших богов). В конце текста суммируется итог: « Почтенные Шемсу-Гор – 13420 лет, правления до Шемсу-Гор – 23200 лет, итого – 36620 лет». Конечно, такие сроки жизни древнеегипетской цивилизации никоим образом не укладываются в общепринятую историческую концепцию развития человеческой цивилизации.
Туринский папирус относят также к XIX династии и датируют примерно XIII в. До н.э. Т.е. он был создан во время правления Сети I или чуть позже. Вот здесь и возникает вопрос: почему Сети начал свой список царей с Менеса, отрезав от него предыдущие эпохи. Это тем более странно, поскольку правители всех древних цивилизаций выводили свои родословные непосредственно от богов – основателей их государств. Также поступали и фараоны Египта. Чем же руководствовался Сети I, отказываясь от божественной родословной? Не знать официальной истории своей страны он не мог. Более того, спустя тысячу лет такая глубокая древность египетской цивилизации, насчитывающая десятки тысячелетий, также фиксировалось в официальной истории.
Социальные закладки