Пожалуй, лучшее, что я сделал за свою жизнь - увидел небо.
Не заключенное в тюрьму городов, не заглушенное светом уличных фонарей.
А - такое, каким оно видится сквозь кислородно-азотную атмосферу. Прекрасное.
И море. Океан. Это - здорово.
На судне ты живешь в море. Пописать - море, покурить - море...
Покушать - тоже... Море. Рядом с природой, туды ее, красивую... Особенно,
когда каюту заливает. По собственному разгильдяйству.
Никогда не думал, что остров Крит может до такой степени осточертеть !
А ведь впереди, там, за Гибралтаром - ТОЧКА "С" ! Месяц в океане. Нелегко.
Приходишь "на работу" - Крит. Уходишь спать - Крит. Снова "на работу" -
опять гадский Крит !! И так 23 дня. Уже и плеваться за борт на него неохота...
Как пел некто: "А вокруг - красота... Не видать ни черта.."
Полигон. Так это называли наши океанологи. Крито-Левантинский полигон.
Не знаю, какой там у них полигон, но Крит мне насточертел. Серьезно. 1988 год.
Босфор. Стамбул.
Туристическое место. Особенно, когда входишь в пролив со стороны Черного
моря. Средневековье. Музей. Пялишься на все вокруг, как на экскурсии.
Крепости какие-то... Мечети... В средине пролива, когда его изгибы и холмы скрывают горизонт,
поживее будет: набережные. Кафе. Люди.
Пароход проходит на дистанции 5-7 метров от уличных кафе. Окурком сигареты
добросить - легко. И безнаказанно. Каюсь.
Мраморное море.
Тут и заметить нечего. Выйдите на проспект Шевченко. Возле Политеха.
Посреди летнего дня.
Да не лётного! Летнего ! Дурдом ? Ага. Он. То же самое и в Мраморном.
Выходишь покурить - "Мама дорогая... !!": Пароходы едут в 2 ряда... Скучно.
Где тут океан дают ?!
Дарданеллы.
Пролив такой. Стелла там есть мемориальная. В честь неудачного
десанта в Турцию. Кстати: как Вы себе представляете "неудачный десант в Турцию"?
Пока я представлял, вышли в Эгейское море. Сходил в станцию, сверился с
репитером лага: таки да. 20 узлов. К вечеру. После ужина.
Эгейское.
Вы были в Эгейском море ночью? Мне доводилось. Праздник: понимаешь, что
ты - никто. Звезды вверху, звезды вокруг, звезды в воде... Острова...
Подсознательно ощущаешь себя то ли Колумбом, то ли Куком, то ли Алексеем..
Хотя настойчиво бубнят дизеля парохода, напоминая "Ты - в рейсе".
Есть вещи и явления, которые не описываются словами доступных языков.
Кроме математики и любви, пожалуй. Не капитулирую. Отнюдь ! Пытаюсь переосмыслить.
Средиземное.
Про Крит писал. Повторяться не стану. "В ходу все возрасты покорны...".
Небо каждый раз - иное. А ведь на палубу выходишь во все протяжение дня.
Трудно иначе. Я с собой захватил десятитомник Гете. "Буду читать и проникаться
немецкой культурой". Дудки ! Небо помешало, и палуба. Бегаешь, как школьник,
поглазеть на раздетых одноклассниц. Примерно подобное ощущение. Только -
подобное, небо позволяет более сильные ощущения.
Как могут сосуществовать краткоживущее и вечное? (с точки зрения краткоживущих,
разумеется). Небо ведь было всегда. Если допустить, что небо может видеть -
жутко становится. Неуютно. Особенно на пароходе. В Средиземке.
В океане - легче: небу есть, с кем спорить.
Итак: едем, едем - а Гибралтара все нет. Неужто "все врут календари.." ?! Где ж
Атлантический океан, ядрена кошка ?! Не то, чтобы сильно хочется. Просто интересно. Иногда - страшновато.
Ссыкотно, как нынче принято говорить.
Мальтийский пролив.
Сеута. Африка.
Гибралтар.
Атлантический. Наконец...
Готовился - плотно. Упорно тренировал волю и психику. Как же: океан-батюшка..
Как даст вот прямо сейчас ! Причем - немедленно, и непосредственно по выходу
из Гибралтарского пролива... Ага. Разогнался.
Трое суток хода (примерно 600 миль) и - ничего. Зеркало. Гладь. Третьи сутки 20-ти узлового
хода. "Муссон" уверенно рвется к горизонту.
"Что ж такое ?! Как же так ?!! Он же - должен... Океан ведь..."
Отступление 1.
Читатель ! Если ты полагаешь, что тебе кто-то что-то должен - немедленно прекрати читать
все это ! Звони 911. Или - коллекторам. При благоприятном исходе - мне. Я хоть убью сразу.
Без коллекторов. И эмиттеров.
Океан. Все дальше от дома.
Идем и идем. День-ночь - сутки ХОДА прочь. Живем как-то. Возмущает, собственно, это - "как-то".
В физиологическом аспекте - ДА ! "Муссон" режет гладь Атлантики. Поразительные вещи приходится наблюдать
вокруг. Мы, заключенные в тюрьмы городов, даже "у моря", не видим всего этого. Не можем. Или - не хотим...
Жутко. "Неужели матери-Природе до такой степени на нас начихать ?! Мы же... Мы же - вот ! Мы все можем !"
Вот так. Пароход в ходу. А мы... Мы - в ОКЕАНЕ. И все. И - никак иначе. Как ОН решит - так и повезет, сколько
научно-популярной литературы не прочти - не спасет.
Как-то вышел на палубу... Кстати - равносильно "вышел на кухню". Так - яснее ? Судовой быт.
Так вот. Вышел покурить. Или зачем-то еще. Е-мае !! Ядерная война вживую ! Облака кустятся грибами, и "Муссон"
идет среди этих "грибов" как "Летучий Голландец".. Небо до горизонта - чистое. Только эти колонны.. Холод пробирает.
Или воображение. Кстати, спустя много лет я узнал, как это атмосферное явление называется. Эти самые грибовидные облака.
(потом допишу_)
"Муссон"
Собственно, пароходов была серия. У нас работали, дай USB-памяти: "Муссон", "Пассат", "Волна", "Георгий Ушаков" ( вот почему
Соловьев этот пароход предпочитал ! Я - наврал ? А, Георгич ?!) "Виктор Паршин", "Виктор Бугаев". Суда однотипные. Строились
они, как экспедиционные пароходы. С неограниченным районом плавания. Для знающих географию поясню: от Берингова пролива до
пролива Дрейка. Окромя полюсов планеты. Автономка - 45 суток. Водоизмещение невелико - 4128 метрических тонн. Две достаточно
могучие (немецкие) машины. Дизеля. (Тут, пацаны, надо с личным составом поговорить... память - ни в клюз...)
Социальные закладки