Вот смотрите, что у нас в стране произошло за последнюю неделю.
В Калининграде в субботу состоялась массовая акция протеста. Действительно массовая – в ней участвовали около 12 тысяч человек. Для Калининграда с его населением в 420 тысяч – это как для Москвы полмиллиона, ну, может, чуть меньше.
Протестовали в основном против повышения транспортного налога. Но заодно – против «Единой России», губернатора области Георгия Бооса и премьер-министра Владимира Путина.
Людей понять можно. Калининград – эксклав (чтобы приехать в Россию или вернуться оттуда, нужны загранпаспорт и литовская виза). Рядом Европа, в которую, несмотря на все препятствия, калининградцы все-таки ездят. На Европу завязаны деловые интересы многих калининградцев. Из Европы гонят машины. Все почти как во Владивостоке, только если Владивосток − это Дальний Восток, то Калининград – это наш Ближний Запад. И надо было очень постараться, чтобы в этом проблемном регионе – уже после волнений во Владивостоке, когда автомобилистов разгоняли ОМОНом – довести людей до белого каления. До того, чтобы вышли на улицу защищать свои права.
Тут интересны два момента. Во-первых, то, что в организации митинга принимали участие практически все политические силы Калининграда (кроме «Единой России», разумеется). Во-вторых, то, что калининградцы митинговали и раньше – вот только власть на их выступления внимания особо не обращала. Общественное движение «Справедливость», ничего общего со «Справедливой Россией» не имеющее, возникшее на базе стихийного движения автоперегонщиков, лишившихся доходов в результате повышения таможенных пошлин в прошлом году, два месяца назад уже выводило на площадь пять тысяч человек – безрезультатно. Теперь же, когда в лозунгах митингующих появилась политическая составляющая, реакция на их протест последовала моментально.
И вот какой была эта реакция.
В Калининград тут же отправилась спецкомиссия «Единой России», полпред президента в округе и – зачем-то – заместитель генерального прокурора.
Из администрации президента в пожарном порядке уволили куратора Калининградской области Олега Матвейчева.
А функционеры «Единой России» стали объяснять калининградцам, какие они, калининградцы, идиоты.
«Калининградцы здорово подставились на этом митинге, где звучали призывы об отставке Путина, − заявил, например, единоросс Евгений Федоров. – Теперь все знают, что против Путина только две силы – вы и американцы».
Ни больше, ни меньше.
Этот же депутат всерьез пугал калининградцев тем, что «Георгий Боос обидится на митинг и уйдет в отставку». Как будто не этого добивались участники митинга.
Вот это-то больше всего и настораживает – неадекватная реакция.
Никто не спорит с тем, что протекционизм – вынужденная, но в определенные моменты необходимая мера. Повышать пошлины на иномарки, наверное, действительно было полезно для экономики (отечественный автопром эти меры все равно спасти не в состоянии, но это уже другой вопрос). Но обязательно ли было при этом восстанавливать против федерального центра население двух регионов, чьи экономические интересы тесно связаны с транзитом и перепродажей иномарок? Или для Владивостока и Калининграда можно было сделать какие-то послабления?
Вот о чем следовало задуматься функционерам «партии власти», вместо того чтобы обвинять калининградцев в том, что они – пятая колонна в государстве.
Еще раз повторю: Калининград – эксклав.
Если – предположим страшное – население этого эксклава решит провести референдум об отделении от России и присоединении к ЕС, переубедить его будет не так просто.
А в том, что ЕС с удовольствием рассмотрит такую просьбу Калининграда, сомневаться могут только очень наивные люди.
А это уже прямая угроза вертикали. Куда прямее, чем какие-то там доклады ИНСОРа.
Или вот, например, история с Сергеем Мироновым. Обсосанная уже во всех СМИ, высмеянная многократно («да, я взбунтовался! Вы вовсе не величайший из королей, а просто выдающийся!»), она демонстрирует все ту же печальную вещь: неумение «партии власти» (читай – партийной вертикали) адекватно реагировать на вызовы.
По-человечески можно понять возмущение единороссов Мироновым: спикер Совфеда, всегда позиционировавший себя вернейшим сторонником Владимира Путина, вдруг позволил себе что-то такое сказать о бывшем кумире. Собственно, как раз ничего такого Миронов и не сказал, и будь на его месте кто угодно другой, никто и внимания бы не обратил. Но в устах спикера, много лет клявшегося в любви и преданности Путину, даже эти вполне невинные высказывания вдруг приобрели какой-то неприятный душок. Вроде бы и не предательство, но как-то все слишком скользко. Непорядочно как-то.
Но это, в конце концов, проблемы Сергея Миронова и его совести. К государственным делам они прямого отношения не имеют.
А единороссы, опять-таки, среагировали так, будто Миронов как минимум призвал к свержению существующего строя.
И крысой, бегущей с корабля, его обозвали, и с Кощеем Бессмертным сравнили, и из Совфеда грозились выгнать. Допустим, теплых чувств к Сергею Михайловичу единороссы никогда не питали. Но весь их праведный гнев вызван вовсе не тем, что эсеры составляют конкуренцию «партии власти» − в рамках существующей системы никакие они им не конкуренты. Реакция высокопоставленных функционеров «Единой России» вызвана абсолютным непониманием того, как должен проходить политический процесс в нормальном обществе.
Ага! – закричат в этом месте либералы. Так об этом же и толкуют в своем докладе Юргенс и Гонтмахер! Нам нужна многопартийная система, тогда будет и нормальная политическая дискуссия, и продуманная политика в отношении регионов!
И вот тут очень важно отделить котлеты от мух. Потому что иначе действительно легко сделать роковую, непоправимую ошибку.
Многопартийная система, на мой взгляд, нам сейчас не нужна. Та система, что существует сейчас – с «Единой Россией» в качестве «партии власти», КПРФ в качестве оппозиции и двух−трех партий-спойлеров − естественно, далека от совершенства, но худо-бедно позволяет удерживать политическую систему в стабильном состоянии.
Многопартийность, о которой говорят Юргенс с Гонтмахером, действительно путь к «украинизации» страны, по выражению Владимира Путина. Вот только украинизации нам сейчас действительно не хватало.
Кстати, Украина при всей своеобычности ее политического пейзажа – все-таки не федерация. Можно представить себе, с какой скоростью начнет расползаться на региональные куски лоскутный кафтан Российской Федерации, если рухнет подтачиваемая либералами вертикаль.
Но и существующая вертикаль, как мы видим, не дает необходимого эффекта. Более того, она не способна адекватно реагировать на возникающие вызовы системы, следовательно – не сумеет справиться со своими врагами, когда те соберутся с силами и предпримут скоординированную атаку на вертикаль.
Многого для этого, кстати, не надо. Во-первых, достроить новую стену вокруг Кремля, то есть, проще говоря, расколоть тандем. Организовать еще два−три массовых митинга, сменить руководителя администрации президента, убрать министра внутренних дел, под которым и так кресло шатается, договориться с региональными элитами...
Вы думаете, это невозможно?
Увы, это вполне решаемая политтехнологическая задача. Дорогостоящая, да. Но боюсь, что как только необходимые средства будут выделены, на ее практическую реализацию потребуются считанные недели.
И вот тогда на сцену выйдут бывшие прикремлевские мечтатели. И поведут страну вперед.
Вперед, в прошлое.
http://www.vz.ru/columns/2010/2/5/373339.html
Социальные закладки