Лейба Бронштейн "стал" Троцким в Одессе
Мария КОТОВА
10.11.09 02:29
Становление крупнейшего деятеля революции происходило в Южной Пальмире. Здесь же он навсегда простился с родиной
Недавно наш город посетили кинематографисты из Амстердама. Мастера голландского кино снимали здесь эпизоды документального фильма об одном из организаторов Октябрьской революции - Льве (Лейбе) Бронштейне, вошедшем в мировую историю под фамилией Троцкий. Дело, впрочем, не только в съемках "натуры". Съемочную группу интересовали и материалы нашего Государственного архива, связанные с именем такой более чем неординарной личности, как Троцкий.
Именем Троцкого
Одесса и Троцкий - тема настолько емкая, что, пожалуй, невольно вспоминаю слова одного своего пожилого знакомого, утверждавшего, что вся история отечества так или иначе связана с Южной Пальмирой.
Судите сами. В 1888 году родители прислали девятилетнего Льва Бронштейна в Одессу - получать образование. Он обучался в реальном училище Святого Павла при одесской кирхе. В Одессе же будущий кормчий революции сидел в тюрьме, отсюда его в конце 20-х годов прошлого столетия навсегда выслали из СССР. Фамилию Троцкий он тоже "обрел" в Одессе.
Хождение по историческим лабиринтам - дело удивительное. На такие совпадения можно порой наткнуться! Маленький Лев в Одессу из Херсонской губернии попал совершенно не случайно. Здесь он жил и, по сути, получал дальнейшее воспитание в семье своего родственника Моисея Шпенцера и его супруги Фанни Соломоновны. Чем интересна для нас эта супружеская чета, опекавшая смышленого подростка, одно упоминание фамилии которого вскоре будет вызывать ужас, помноженный на благоговение? Да тем хотя бы, что Шпенцеры - родители Веры Инбер. Следовательно, известная советская поэтесса - родственница нашего героя.
Что до основанного немцами реального училища Святого Павла , то, как пишет Марк Штейнберг в "Русском базаре", оно "приравнивалось к гимназии... Курсом реального училища и ограничивается официальное образование Троцкого". О полученных в училище знаниях и царившем в нем "духе" сам Троцкий в книге "Моя жизнь" вспоминает: "В реальном училище Св. Павла уровень учителей был, пожалуй, выше среднего. Училище считалось хорошим, и не без основания: режим был строгий, требовательный, вожжи из года в год натягивались туже".
Уже в советское время училище Святого Павла будет переименовано в четвертую профшколу "Металл". Нетрудно догадаться, что ей присвоили (ненадолго, правда) имя Льва Троцкого. Одна из центральных улиц Одессы - Преображенская - тоже в свое время именовалась улицей Троцкого.
- Имя Троцкого в Одессе носил и сквер, расположенный за нынешним памятником Родиону Малиновскому, и кинотеатр, который в советское время назывался "З?рка". А вот здание, в котором располагалось реальное училище Святого Павла , не сохранилось. Сейчас на его месте - Одесская академия связи, - рассказывает нам известный одесский краевед Валерий НЕТРЕБСКИЙ.
Фамилия Троцкого - наудачу
На сайте Литературного музея есть материал Алены Яворской об уроженке Одессы поэтессе Вере Инбер. Читаем: "Если первые двадцать с небольшим лет ее жизни определялись положением единственной дочери, то последующие пятьдесят - родством с "врагом народа" №1>. В начале 20-х годов, правда, "на вопрос о том, не родная ли она сестра Троцкого, Инбер не без гордости отвечала: "К сожалению, двоюродная".
- По другим сведениям, Вера Инбер приходилась Троцкому двоюродной племянницей, - говорит Валерий Нетребский. - В свое время она писала стихи "во славу" родственника.
В скором времени, когда Троцкий стал едва ли не самым опасным "врагом" СССР, Вера Инбер по понятным причинам уже выражала сожаление, а, скорее, элементарное опасение по поводу вообще какого-либо родства с опальным сородичем. В некоторых публикациях о поэтессе встречается упоминание о том, что она вынуждена была официально отказаться от "родственничка".
- Я не думаю, что это было официальным отречением, - говорит по этому поводу Валерий Нетребский. - Хотя бы уже потому, что в то время обычно официально отказывались от репрессированных родителей их дети. Кстати, часто по вынужденному настоянию самих родителей.
...Реальное училище позади. Началась бурная революционная деятельность Льва Бронштейна. В девятнадцатилетнем возрасте "по политической" статье он попадает в одесскую тюрьму. По сути, именно здесь он и станет Троцким, взяв себе псевдоним: одного из надзирателей. Псевдоним, как это часто водилось среди политических деятелей того времени, становился фактически фамилией. Лев Бронштейн впишет ее позже в свой фальшивый паспорт при побеге из ссылки. Чем притянула внимание фамилия? Дело не в ней. Привлек сам надзиратель, сочетавший в себе спокойствие и властность, что позволяло ему держать заключенных в узде. "Я сам наудачу вписал это имя, - пишет Троцкий в книге "Моя жизнь", - не предвидя, что оно станет моим именем на всю жизнь".
Отношение к Южной Пальмире - фактически втором родном городе в его бурной жизни - у Льва Троцкого было двояким. В книге воспоминаний Лев Троцкий отзовется об Одессе как о "самом полицейском городе в полицейской России". Впрочем, как не упомянуть и еще одно высказывание Троцкого, произнесенное им в столице Франции: "Париж похож на Одессу, но Одесса лучше".
После смерти Ленина Троцкому противостояло большинство руководства страны. В 1926 году он был выведен из состава политбюро ЦК, позже исключен из партии и выслан в Алма-Ату. В январе 1929-го Лев Троцкий, один из лидеров Октябрьской революции и создатель Красной Армии, был выслан из СССР.
Последний родной город - Одесса
С женой и сыном Троцкого везли из Казахстана в вагоне с закрытыми окнами. В публикации Олега Капчинского о высылке Троцкого приводится отрывок из неопубликованных воспоминаний одного из руководителей Одесского ГПУ Марка Спектора, впоследствии начальника особого отдела Северного флота и заместителя председателя Московской коллегии адвокатов:
"В конце двадцатых годов я работал заместителем начальника Одесской погранзаставы. Однажды, в феврале 1929 года, я получил из Москвы задание произвести отправку Троцкого и его семьи в Турцию. Задание проводилось под грифом "совершенно секретно": Троцкий с женой Натальей Ивановной Седовой и сыном Львом был доставлен в сопровождении московских чекистов на пригородную станцию Раздельная. Здесь семья Троцкого пересела в мой автомобиль, и мы поехали в порт. Архив и библиотека Троцкого, упакованные в длинные деревянные ящики, были доставлены в Одессу раньше, и к нашему приезду в порт были уже погружены на пароход: Троцкий очень переживал за сохранность своего архива и библиотеки и успокоился только тогда, когда убедился в том, что багаж погружен и находится в сухом безопасном месте".
И вот - последняя встреча с Одессой: на морском причале Южной Пальмиры, где все было окружено войсками, опальная семья села на пароход "Ильич". Бывший ученик одесского реального училища навсегда покидал родину. По иронии судьбы последним родным городом, который он увидел, стала Одесса. "Я глядел через окно на знакомые места: в этом городе я провел семь лет своей ученической жизни", - ностальгически напишет он позже в книге воспоминаний.
Как известно, Лев Троцкий с семьей жил в Мексике. В августе 1940-го агент НКВД Рамон Меркадер нанес ему ледорубом смертельный удар по голове.
Социальные закладки