Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются: дата и место его составления; должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол; сведения о личности задержанного; время и мотивы задержания. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным.
Все эти формальные данные важны при обжаловании, особенно в части оценки законности оснований и процедуры такого задержания. Часто мотивы не выдерживают никакой критики. Кроме того, часто уполномоченные на задержание лица игнорируют часть требований закона.
Ведь согласно ст. 261 Кодекса необходимо сообщить о месте пребывания лица его родственникам и проинформировать центры по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи, о чем делается соответствующая запись в протоколе. Также должностные лица обязаны разъяснить лицу, совершившему административное правонарушение, его права, предусмотренные ст 55, 56, 59, 63 Конституции Украины и ст. 268 КУоАП, что часто тоже «забывают» сделать.
При административном задержании может проводиться личный досмотр, досмотр вещей, а также осуществляться изъятие вещей и документов. При этом, личный досмотр может производиться уполномоченным на то лицом одного пола с досматриваемым и в присутствии двух понятых того же пола.
Частые нарушения при административном задержании:
— составление протокола задержания неуполномоченным лицом;
— отсутствие подписи должностного лица, составившего протокол;
— отсутствие отметок о задержании;
— отсутствие подписи задержанного об ознакомлении его с правами;
— отсутствие отметок о том, кого и когда сообщено о задержании;
— нарушение сроков уведомления или вообще несообщение об административном задержании лиц, определенных законодательством;
— отсутствие данных о понятых (в случае если проводился личный досмотр).
Социальные закладки