В тяжелейшие 2014–2015 годы белорусское топливо занимало более 50% рынка. При этом Минск охотно шел навстречу Киеву в вопросах отсрочки платежа, когда денег в казне не было «совсем».
Второй крайне важный для Украины компонент – автомобили и автомобильные комплектующие. Всем известна ахиллесова пята украинского автомобилестроения – отсутствие производства автодвигателей, в том числе для военной техники. Не стоит забывать, что именно отсутствие разрешения на поставку подобной продукции двойного назначения из Европы
привело к тому, что КрАЗ не завалил армию своими машинами – российские поставки ярославских двигателей прекратились почти полностью. В этих условиях Беларусь быстро и охотно организовала поставки двигателей российского производства, правда, не в таких масштабах, как до войны, но все же. И еще – все прекрасно помнят рассказы волонтеров и военных о практически полном отсутствии аккумуляторов на военной технике в марте 2014 года, когда ее понадобилось выгонять из ангаров. А потом раз – и они появились в больших объемах. Откуда? В том числе и из Беларуси.
Только в 2014 году в Украину продано электродвигателей и электросиловых установок на сумму $2,19 млн (рост по сравнению с предыдущим годом колоссальный – изначально это было $16 000). Для тех, кто не в курсе, – речь идет о механизме, который вращает башню БТР и танка.
То есть можно смело утверждать, что значительная часть техники, которую усиленными темпами снимали и снимают с долговременного хранения по всей Украине, имеет внутри «белорусский пламенный мотор». В том числе и известные всем «Пионы», шасси для которых в состоянии производить только одно предприятие – Минский завод колесных тягачей. Этот же флагман белорусского машиностроения поставляет, помимо прочего, в Украину, например, шасси МЗКТ-6922 для перспективного ЗРК «Стилет».
Интересен и вопрос прямых поставок автомобильной техники. Начиная с июля 2014 года, Минский автомобильный завод активно продает грузовики и прицепы для транспортировки бронетехники Нацгвардии Украины. Мало того, в конце 2015-го было заключено соглашение о поставках в 2016 году 120 произведенных в Минске грузовиков МАЗ-6317 для нужд украинской армии. В дальнейшем в Черкассах на мощностях корпорации «Богдан» развернулось лицензионное производство этих военных грузовиков из белорусских комплектующих.
А новый бронеавтомобиль для Нацгвардии «Варта» очень напоминает дальнейшее развитие Volat V-1 от минского МЗКТ. Тут у сторон обоюдный интерес: Украина быстро получила свой броневик, в котором использовали пару белорусских перспективных разработок, а Беларусь получила возможность оценить инженерные решения в процессе эксплуатации в условиях «гибридной войны».
Однако действительно большую долю в военном экспорте Беларуси в Украину занимают оптика и системы наведения, где страна традиционно является лидером на всем постсоветском пространстве (и не только – многие страны НАТО имеют на вооружении коллиматорные прицелы, сделанные в белорусском городке Волковыск). Хотя государственное объединение «БелОМО» официально отрицает какие-либо поставки в воюющее государства, есть фирма Yukon Advanced Optics Worldwide, зарегистрированная в Литве, которая на фоне стремительного роста продаж даже открыла представительство в Киеве.
Масштабы поражают. Так, за 2014 год только по официальным каналам Украина купила в Беларуси биноклей, монокуляров и тепловизоров на $1,7 млн. Еще на миллион докупила прицелов и на более чем $1,1 млн – дальномеров и устройств на жидких кристаллах (это мониторы той же «Стугны», экраны прицельных устройств в БТР-4 и т. д.). И это без учета разных «волонтерских тропок», которых тоже было немало.
Социальные закладки