Сейчас, по прошествию пяти дней протестов, очень даже очевидно, что перед нами классический социальный взрыв, который с высокой степенью вероятности не закончится ничем просто потому, что в нем нет ни намека на организованность. "Цветные" же революции как раз очень даже организованы и структурированы, чего сейчас в Иране не наблюдается вовсе.
Основная причина бунта - невыносимые социальные условия в стране на фоне бессмысленных военных упражнений режима за рубежом. То есть, конечно, для аятолл войны в Ираке, Сирии, Йемене смысл имеют, но объяснить его населению они либо не в состоянии, либо считают это выше собственного достоинства. Когда произошла война с Ираком, там было понятно: враг пришел на нашу землю, его нужно выбивать. Но вот Сирию, Ирак, Йемен иранцы отказываются считать своей землей и не понимают, почему дружественные режимы высасывают из Ирана, который и без того не роскошествует, ресурсы, способные наладить жизнь внутри него.
Вряд ли простые жители провинции, восставшие сегодня, понимают столь непростые причинно-следственные связи, но они видят сотни гробов, приходящих извне, они ощущают безнадежность своего положения изо дня в день. Немудрено, что в таких условиях вспыхивает бессмысленный бунт, которому совершенно не требуются какие-то внешние указания. Люди идут на улицу не потому, что хотят и знают, как жить лучше, а потому что не хотят жить так как живут. Как лучше - они не знают, но точно знают, что так как живут они, больше нельзя. Это и обуславливает причины для стихийного бунта, а не проектной революции. У революции есть хотя бы мечта, даже если она и не оформлена в идею. У бунта есть только одно топливо - злоба и ненависть.
В Иране мы видим именно злобу и ненависть. "Смерть!" несется со всех улиц и площадей. Люди не хотят жить так как живут. И никакими американцами тут и близко не пахнет - здесь все вопросы к иранским властям и только.
Социальные закладки