Современный взгляд РПЦ на экуменизм церквей
Экклезиология святых отцов является прямым укором экуменизму. Не найдя поддержки у святых отцов, экуменическая экзегетика вынуждена опираться на новое предание модернистских богословов, более увлеченных ''творческим'' поиском нужных толкований, в ущерб святоотеческой традиции.
Оторванность экуменической экзегетики от Священного Предания коренным образом противоречит Православию.
5. Духовность и аскетика. Самым распространенным грехом православных экуменистов является совместная молитва с еретиками. Поясним, что исходя из этимологии слова ересь (греч. - выбор, предпочтение), еретиками дблжно признавать всех ''инославных христиан'' как уклонившихся от полноты кафолического учения, избравших и предпочитающих свои ошибочныя мнения и предания в ущерб неизменному и всеобщему преданию Церкви. Молитва православных христиан с еретиками, и тем более с иноверцами, есть духовная порча, порожденная экуменизмом.
Молитвенно-духовное общение с инославными, зараженными очень тонкой духовной прелестью, мистически отравляет православныя души. Такое общение опасно, даже если православный участник экуменического диалога не разделяет ''вероучительной'' доктрины экуменизма и обявляет себя свидетелем Православия. Осквернение инославной духовностью случается не только в ходе экуменических богослужений, но и во время самой простой ''бытовой'' совместной молитвы, скажем, перед очередным экуменическим застольем.
Если ересь, как ложное учение, есть грех ума, то молитвенное общение с еретиками есть грех души. Такое общение разрушает духовное целомудрие и соделывает христианина духовным блудником, а для нас выявляет еще одну сторону экуменизма - духовный блуд.
Ввиду крайней важности данной темы остановимся на ней подробнее.
В древности даже язычники и иудеи ограждали свои религиозныя общины от молитвенного общения с инакомыслящими и инаковерующими. Подобный принцип был всегда известен и Христианской Церкви. Ея Первоначальник и Глава Господь иисус Христос положил основание практике отлучения от общения церковного, а следовательно, и от молитвенного (Мф. 18, 17). Этот же принцип развили и утвердили в церковной жизни святые апостолы (ии Тим. 3, 5; Тит. 3, 10; ии Сол. 3, 6).
Окончательно учение Церкви по данному вопросу было закреплено святыми канонами. Так, ''Правила святых апостолов'' гласят: ''Аще кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы только в доме: таковый да будет отлучен'' (10 пр; выделено - и. В.). Кто же эти отлученные, с коими запрещена совместная молитва? Это не только те, кого официально отлучила церковная власть, но и все те, кто не имеют полного общения с Кафолическо-Православной Церковью, ибо таковые сами себя отлучили от общения. Иными словами, нам запрещена совместная молитва со всеми неправославными. Еще пример: ''Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен'' (45 пр.). И так далее. (См. каноны: Ап. 11, 65, Антиох. 2 и параллельные).
Последуя соборному разуму Церкви, строго запрещающему всякое духовное общение православных христиан с неправославными, русские зарубежные архипастыри в 1983 году вновь повторили анафему всем ''тем, иже имут общение с... еретики'' (Цитата из третьей заключительной части анафемы на экуменизм).
Подчеркнем, что ограждение верных от духовного общения с еретиками вызвано прежде всего мистическо-аскетическими причинами, а не дисциплинарными и вероучительными. Духовная опасность любой совместной молитвы заключается в том, что она таинственно связует воедино сердца молящихся. Чего же ожидать православному от такой молитвы, кроме осквернения нечистотой еретической духовности? Это осквернение происходит внешне совершенно незаметно, как облучение радиацией, но через некоторое время оно непременно обернется болезнью души, а в худшем случае даже духовной смертью.
Итак, с аскетической точки зрения экуменизм неприемлем для Православия потому, что несет в себе инославную духовность, зараженную прелестью.
6. Историософия. С историософской точки зрения можно сказать, что, начиная с ХХ века, экуменизм стал узлом большинства трудностей и противоречий православного мира.
Через открытое окно экуменизма в православный мир ворвался ветер модернизма, пронизывающий практически все области церковной жизни.
Так, в прямой связи с экуменическими идеями осуществлялось проведение календарно-пасхальной реформы. Ведь при календарном единстве с инославными, православным модернистам и экуменистам легче вести свою разрушительную работу. Здесь, между прочим, нам открывается духовный и глубоко церковный, а отнюдь не поверхностно-обрядовый смысл отстаивания святоотеческой пасхалии и юлианского православного календаря, а в более широком смысле - отстаивания православного предания в целом.
Экуменическая апологетика, не имея опоры в церковном предании, зачастую ссылается на собственныя прежния постановления и декларации, прибегает к авторитету современных римских пап, протестантских профессоров и модернистски настроенных православных богословов. Таким образом в лоне экуменизма складывается совершенно новая традиция, открыто отступающая от веры апостольской и святоотеческой.
7. Эсхатология. В эсхатологическом плане невозможно не связать явление экуменизма с началом периода церковной апостасии - отступления от истинного Христианства, а следовательно и с будущим воцарением антихриста.
Одной из опор антихристовой власти, безусловно, станут обединенныя религии. Причем, вернее всего их обединение будет осуществляться не в смысле полного слияния, а в смысле эклектического соединения, о котором мы говорили выше.
Из сказанного следует, что духовным средоточием современной эпохи является противостояние приверженцев неповрежденного православного Христианства и сторонников ''христианства экуменического''. Разрешение сего противоречия возможно только на путях всеправославного соборного осуждения экуменизма и псевдорелигиозной экуменичности в самом широком смысле. Такое соборное осуждение всеереси экуменизма явилось бы новым великим торжеством Святого Православия. В противном случае указанное противостояние завершится окончательным отпадением от Церкви Христовой православных экуменистов и модернистов, что приведет их в лоно экуменической (вселенской) церкви антихриста, церкви лукавнующих.III. Кафолическое исповедание
При ближайшем разсмотрении выясняется, что богословский узел экуменизма невозможно распутать. Он, как и гордиев узел, может быть только разрублен. Чем? Мечем кафолического исповедания, мечем православной веры.
Подлинно православные богословы ХХ века давно уже выявили суть борьбы диавола и его слуг против Христианства в наше время. Они указали на то, что ныне враг особенно враждует против догмата о Церкви, стараясь подорвать или извратить веру во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Экуменическая доктрина, как мы видели, насквозь пропитана ядом лже- и антицерковности.
В противовес экуменическому лжеучению мы должны самоотверженно исповедывать неповрежденную христианскую экклезиологию, основныя положения которой следующия.
-Истинная и спасительная Церковь на небе и на земле только одна. Ею является Кафолическая Православная Церковь, сохранившая в чистоте учение Христово и апостольское приемство. Церковь эта едина. Она никогда не разделялась сама в себе и ее никогда не одолеют силы зла. Свет ея во тьме светит, и тьма его не поглотит.
-Во все времена в Церкви появлялись предатели, самочинники и лжеучителя, которые со своими последователями отделялись от Церкви. При этом Церковь, хотя и уменьшалась численно, но не умалялась в своей сущности. От нея отделялись, но она не разделялась. Церковь всегда оставалась единой и реальной. Вместе с тем, отколы и отпадения от Церкви всегда были и будут (и Тим. 4, 1), потому лукаво утверждение об абсолютной неотделимости отмирающих членов от Церкви. По причине Божьего долготерпения отпадение от Церкви не всегда совершается моментально; в частности, отпадение от Вселенской Церкви крупных церковных сообществ, как правило, является процессом, а не единовременным актом. Но это обстоятельство не размывает границ Церкви. Истинной всегда является та и только та Церковь, в которой неповрежденно и во всей чистоте сохраняется православно- кафолическая вера. Только при чистоте и неповрежденности веры возможно спасительное и непрелестное духовное делание. И наоборот, наличие живой и здоровой традиции духовно-молитвенного делания свидетельствует об истинности и жизнеспособности Церкви. Духовно- молитвенное делание (исихазм) – это сердце Православия. Сердце нужно особенно тщательно беречь от прелестной экуменической духовности.
-Необоримая спасительная сила Церкви в том, что она есть Тело Господа Иисуса Христа, Который и является ея Главою (Ефес. 1, 22-23; 5, 23). Глава Церкви - Мессия, Сам руководит ею в деле ея спасительной миссии на земле. Подражая Своему Главе, Церковь утверждает правду и добро не средствами мира сего, а духовною силою. Дело Церкви - дело любви к Богу и человечеству. Ея призвание – быть охранительницей истины, утешительницей скорбящих, спасительницей
погибающих.
До скончания века Церковь будет продолжать свое огненно- блогодатное свидетельство перед лицом мира сего, во зле лежащого. Суть ея свидетельства - в честном и нелицеприятном провозглашении евангельских идеалов и в молитве о помиловании человечества. Святой Дух, наполняющий всю церковную жизнь, соделывает Церковь духоносной и световидной, так что ея духовный свет достигает и просвещает всех алчущих правды.
- Вне Церкви Христовой для нас нет спасения!
Социальные закладки