Показать скрытый текст Экономика. Продолжится усиление контроля за передачей любых технологий, связанных с ИТ, космосом, авиацией. Можно также ожидать, что российский большой бизнес будет ускоренными темпами защищаться от западных и российских властей одновременно. Наиболее яркий пример проблем «для всех» — новый виток «топорной деофшоризации», выражающийся, например, в продвижении запрета для офшорных компаний участвовать в приватизации в РФ. Очевидная направленность такого законопроекта против «своих» будет оправдываться «необходимостью знать бенефициаров», но фактически приведет к ускорению уже не только оттока российских частных капиталов за рубеж, но и к легализации его в тех же США и ЕС в целях большей защищенности инвестиций в Россию.
Экономика.
Продолжится усиление контроля за передачей любых технологий, связанных с ИТ, космосом, авиацией.
Можно также ожидать, что российский большой бизнес будет ускоренными темпами защищаться от западных и российских властей одновременно. Наиболее яркий пример проблем «для всех» — новый виток «топорной деофшоризации», выражающийся, например, в продвижении запрета для офшорных компаний участвовать в приватизации в РФ. Очевидная направленность такого законопроекта против «своих» будет оправдываться «необходимостью знать бенефициаров», но фактически приведет к ускорению уже не только оттока российских частных капиталов за рубеж, но и к легализации его в тех же США и ЕС в целях большей защищенности инвестиций в Россию.
Выводы:
Эффект новых санкций для финансовых рынков может оказаться сопоставимым с худшими эпизодами 2014-2016 годов:
- Отток средств из ОФЗ приведет к росту ставок на 1-2 пп (после финального их снижения на снижении ставки ЦБ РФ).
- Еврооблигации РФ также подешевеют, а CDS на них вырастут обратно к уровням 220-240.
- Рубль рухнет, растеряв всю свою переоцененность к нефти.
- РТС уже потерял все свои «достижения» после избрания Трампа и первой сделки ОПЕК и теперь может вернуться в диапазон 850-950 (2-3 кв. 2016 года).
Вероятность принятия законопроекта Конгрессом высока, и, скорее всего, он будет принят подавляющим большинством голосов. Конечно, теоретически Трамп может наложить вето, но расклад голосов в обеих палатах позволяет легко преодолеть вето президента. Кроме того, попытка противодействия со стороны Белого дома санкционным мерам Конгресса против действий российского правительства будет расценена как свидетельство вовлеченности Трампа и его окружения в закулисные сделки с Москвой.
Почему это важно?
Принятый законопроект не только значительно ужесточает санкции в отношении РФ, но и существенно усложняет процедуру их снятия. Дело в том, что действующий санкционный режим базируется на пяти указах Обамы. До вчерашнего дня эти указы могли быть отменены такими же указами Трампа без обращений в Конгресс США.
Согласно новому закону, в случае если президент США захочет предпринять любые действия по ослаблению санкций и выводу из-под их действия конкретных санкционированных физических и юридических лиц, то он должен будет обосновать такие действия в специальном докладе профильным комитетам обеих палат, у которых затем будет 30 дней на его обсуждение и внесение либо одобрительной, либо отвергающей совместной резолюции (принимаются без внесения поправок и обсуждения на пленарном заседании). Президент может наложить вето на отрицательную резолюцию Конгресса, но это связано для него с серьезными политическими рисками.
Фактически законопроект дает Конгрессу полный блок на снятие или смягчение санкций, введенных «в ответ на агрессивные действия РФ», как это сформулировано в документе.
В чем разница с прежним «санкционным режимом»?
Сразу несколько санкционных пакетов – «крымский», «донбасский», «хакерский», «сирийский», «правозащитный» – теперь совмещены в единый расширенный пакет.
Другое принципиальное нововведение – законодательная привязка «донбасских санкций» к выполнению Россией Минских соглашений 2015 и 2014 годов. Теперь никакой «размен Сирии на Донбасс» невозможен по закону. Чтобы снять «донбасские санкции» необходимо выполнить Минские соглашения, ключевым пунктом которых является восстановление контроля Украины над всей своей границы.
Есть и еще одно важное новшество. Еще в 2014-2015 годах в США были приняты «Акт в поддержку суверенитета, целостности, демократии и экономической стабильности Украины» (Федеральный закон №113–95 от 3 апреля 2014 года) и «Акт в поддержку свободы Украины» от 18 декабря 2014 года (Федеральный закон №113–272). Действия в рамках этих законов оставались на усмотрение президента США, с формулировкой «президент может». Теперь формулировка изменена на «президент должен».
Социальные закладки