Из таблицы видно, что издержки на «продвижение Европы на восток» и удар, нанесённый кризисом, изрядно подточили финансовые ресурсы европейских держав, в т.ч. тех, на помощь которых в первую голову рассчитывают украинские «евроинтеграторы». Европе придётся больше заботиться о решении своих насущных проблем, которые всё более нарастают. Это - чисто экономический вопрос и вопрос остросоциальный, в смысле: вопрос поддержания социального мира и стабильности в своих странах, который плохо совместим с романтическими порывами «помочь страдающей Украине» - на что наивно надеются многие наши сограждане.
При тех жалких темпах экономического роста, при тех размерах безработицы и масштабах государственного долга, коими обременены нынче европейские страны, у них объективно нет возможности полноценно и долго «тянуть» Украину. К тому же, судя по высказываниям европолитиков, европейцы в курсе того, что немалая часть их «помощи» оседает в карманах наших казнокрадов и олигархов!
В память мне врезалась одна фраза, обронённая в декабре прошлого года, во время Майдана, в троллейбусе молоденьким студентом: вот, мол, сейчас свергнем «банду», вступим в Европу - и появятся у нас новые рабочие места, и всё будет замечательно! Да с какой стати Европе создавать на Украине новые рабочие места, если у них самих безработица превышает 10%, а среди молодёжи она едва ли не вдвое больше?! Откуда брать миллиарды евро помощи (зная при этом, что её ещё обязательно разворуют) для предотвращения дефолта Украины, для восстановления Донбасса, для подъёма украинской экономики, доведённой до полного развала всеми предыдущими реформами, если у них у самих госдолг порядка 100% ВВП и нужно изыскивать возможности для решения собственных неурядиц?
В осеннем полугодовом обзоре «Перспективы мировой экономики» МВФ, как это случалось неоднократно в последние годы, понизил прогнозы роста мирового хозяйства на 2014 и 2015 годы и признал, что имеется риск стагнации или же длительной слабой экономической активности в будущем. «Темпы восстановления мировой экономики разочаровывают...», - констатируют аналитики фонда. А более всех подвержены риску застоя, по их мнению, именно Япония и Еврозона. Её рост в уходящем году мало отличается от нуля с угрозой сваливания в новую рецессию.
Евросоюз устойчиво развивался и служил образцом успешной экономической интеграции лишь до тех пор, пока он был элитным сообществом развитых, богатых, благополучных наций. Когда же он принялся, стремясь расширить сферу влияния и полностью вытеснить своего заклятого конкурента - Россию, «поглощать» гораздо более слабые и бедные страны Восточной Европы, возникло явное противоречие, появились серьёзные затруднения, и ЕС впал в очевидный долговременный кризис.
Вероятность того, что этот кризис завершится распадом Евросоюза, думается, не слишком велика - всё-таки стремление к региональному объединению следует признать одной из магистральных тенденций современности, и Европа, очевидно, в таком единении остро нуждается. Без экономического и политического единства Европе выживать в ожесточающейся конкурентной геополитической борьбе стало бы ещё гораздо труднее - и европейские политики не могут этого не понимать.
Однако Евросоюз встал перед серьёзным вызовом. С одной стороны, для преодоления кризиса ему, очевидно, требуется полное завоевание новых рынков сбыта, новых сфер влияния, которые можно было бы основательно эксплуатировать; ему требуется мощный импульс, которым и мог бы стать новый раунд расширения.
С другой стороны, как показано выше, долговременные финансовые ресурсы для такого расширения у него вряд ли имеются. Ему никогда ещё не доводилось принимать в свой состав такую крупную по площади и населению и при этом столь бедную и проблемную страну, как Украина. В нашу страну Европе пришлось бы вложить колоссальные средства, а вот будет ли должная отдача («профит») от опустошённой и нищающей страны, находящейся де-факто в состоянии войны (причём надолго и всерьёз - по меньшей мере, на стадии «слегка подмороженного конфликта»), от страны, значительная масса населения которой мечтает при первой же возможности сбежать в ту же Европу, где «бедных родственников» украинцев вряд ли ждут с распростёртыми объятьями, - вот это большущий вопрос.
Социальные закладки