В социалистической Румынии существовал культ личности Николае Чаушеску, начавший образовываться начиная с 1970-х годов[31]. Постепенно, начиная с той же поры, партия создаёт ему репутацию «Отца Родины». Такой имидж руководителя входил в официальную «новую историческую концепцию», одобренную РКП. Сам Николае не препятствовал этому процессу. Более того, начиная с 1974 года, он стал себя сравнивать с выдающимися деятелями прошлого[14]. В результате систематического развития культ Чаушеску вырос до уровня или даже превзошёл существовавшие до того культы личности: сталинский в СССР, культ Мао в Китае и культ Тито в Югославии[81]. С некоторых пор Чаушеску стали приветствовать с такой же помпой, как приветствовали английскую королеву. По всему миру начали организовывать грандиозные парады[11]. А в самой Румынии везде стали красоваться его портреты, на которых он изображался ещё относительно молодым. В каждом книжном магазине можно было найти груды[76] книг о Николае (все 28 томов выступлений), а в газетных киосках и музыкальных магазинах — записи его речей[81]. Ежедневные газеты и вечерние телевизионные новости были, в основном, посвящены ежедневному графику, деятельности и достижениям президента[76].
Среди народа ходили даже слухи, что когда Чаушеску, идейного коммуниста, выбрали президентом и Николае взял в руки скипетр, то он чем-то заболел. Чем-то наподобие мании величия[37]. А также строительной гигантоманией[58]. В качестве примеров последней указывали на сооружение Дома Народа, строившегося день и ночь и ставшего впоследствии вторым по величине зданием в мире — масштабами этот дворец уступает только Пентагону[11]. Также, в качестве примеров гигантомании, назывались: строительство метрополитена, канала «Голубая магистраль» и других подобных, масштабных сооружений.
В его эпоху за государственный счёт содержалась целая армия людей творческих профессий (писатели, поэты, певцы, композиторы, кинорежиссёры и художники), изображавших в своих творениях главную семью страны и беззаветную любовь к ней со стороны простых людей[82]. Президент страны везде изображался богоподобным «великим вождем», речи его сопровождались постановочными овациями, по Румынии ходили слухи о страсти Елены, самого Николае и их детей к роскоши[37]. Сам же Чаушеску на всё это утверждал, что[25]:
«Ему лично ничего не нужно, всё имущество описано и всё это богатство принадлежит румынскому народу».
В средствах массовой информации восхваление Чаушеску приобрело необычайный размах. Так, партийная пресса называла его, к примеру, подобными эпитетами: «Гений Карпат», «Полноводный Дунай разума», «Творец эпохи невиданного обновления»[83], «Источник нашего света»[50], «Герой из Героев», «Работник из Работников», «Первый персонаж в Мире» (так звали друзья)[76], «Мао-сеску» (иногда звали румыны)[81] и другими. Николае даже сравнивали с Владом Цепешем, графом Дракулой[76]. И судя по многим свидетельствам, тот сам искренне и до конца своих дней верил в собственную популярность, сыновнее уважение, а также любовь среди народа Румынии[84]. По мере же усиления в стране экономического кризиса к нему росло недоверие, рос уровень социальной напряжённости и люди постепенно теряли терпение[69].
Социальные закладки