
Сообщение от
Слобожанин
Так вот, по поводу всего этого «строительства коммунизма» для всего «советского народа» один из тех, кому непосредственно верхушка ЦК КПСС и поручила разработать «Программу построения коммунизма» в СССР сообщает конкретно следующее (из воспоминаний доктора экономических наук А.М.Алексеева - выдержки из статьи «Глаголы прошедшего времени», напечатанной в журнале «Огонёк», № 23 за 1989 год):
«Я принимал участие в разработке теории «Догнать и перегнать Америку». И теперь те, кто об этом знает, время от времени звонят и спрашивают: «Когда перед народом отчитываться будете?».
Мне 78 лет. Нас не так уж много осталось. Потом никто не узнает. Думаю, пора рассказать всё как было…
Необходимо было настроить людей, подготовить их к масштабной беспрецедентной работе. Но я вам точно могу сказать, что в реальности построения основ коммунизма к 1980 году мало кто сомневался. И для этого были самые серьёзные основания.
Во-первых в нашем распоряжении находились статистические данные, казавшиеся вполне убедительными, которые красноречиво говорили о том, что при наших темпах роста мы в кратчайшие сроки догоним США по производству продукции на душу населения и создадим прочную материально-техническую базу коммунизма.
Во-вторых, идея соревнования с развитыми капиталистическими странами и победа в таком соревновании принадлежит Ленину. Правда, здесь нужно уточнить, что впервые чётко сформулировал эту концепцию Сталин. Еще до войны он написал, что основная экономическая задача СССР – догнать и перегнать передовые страны по производству продукции в расчёте на каждого жителя страны. Сталин назвал даже товары, по которым нужно догонять и перегонять.
История по разработке концепции, которая в дальнейшем вошла в программу партии, началась в 1959 году. В то время я был членом коллегии Государственного начно-экономического совета СССР, и мне была поручена задача собрать все имеющиеся данные по этому вопросу и проанализировать…
У нас в Государственном экономическом совете всего несколько человек было с ученными степенями… Я и мои помощники подготовили восемнадцатистраничную записку «О ходе и перспективах экономического соревнования СССР и США» и показали её Засядько. Он пришёл в восторг. Сразу же по вертушке связался с Хрущевым… Вернулся через два часа и с гордостью рассказал, что Хрущев всё прочитал, сделал одно небольшое замечание и сказал: «Продолжайте работать всем Госпланом, подключите Академию наук, все министерсва и вообще, кого следует»…
Запросили ученных. Узнали какой должна быть максимальная жилая площадь у жителей городов и деревень, какое питание. Очень хорошо помню, как директор института питания, член-корреспондент Академии медицинских наук Молчанова со знанием дела объясняла нам, что такое научное и не-научное питание. Обсуждались и другие вопросы, в частности, нужен или не нужен советскому человеку автомобиль. После обсуждения пришли к выводу, что не нужен, поскольку большую часть времени стоит на месте и ржавеет. Решили, что люди при коммунизме будут передвигаться на автобусах. Честно говоря, я с этим пунктом был не согласен. Я заядлый рыбак, и мне машина просто необходима. Но в принципе это была такая мелочь на фоне грандиозных свершений, что я на это не обратил особого внимания.
Единственно, что смущало, так это уровень жизни наших руководителей. Он еще в 1960 году намного превышал все нормы жизни будущих жителей коммунистического общества. Я спросил об этом Засядько. Он уверенно ответил, что по мнению Хрущева, и при коммунизме будут номенклатурные работники. Меня это смущало…
В Кремле я как-то подсчитал, что диктатура пролетариата всего на нескольких глаголах держится. Обязать – главный глагол. Если речь идёт о принципе – то устранить. Установить, что отныне и в дальнейшем. Если касается колхоза – то рекомендовать. Еще поручить. С религией сложнее. Тогда был Совет по делам русской православной церкви. В этом случае писали – обязать представителя Совета по делам православной церкви вступить в переговоры с митрополитом и сделать так-то. Тогда мне показалось, что это просто смешно. Сегодня вижу: теория глаголов до сих пор работает. Почему? Да, потому что за ней как за каменной стеной можно от ответственности спрятаться. А ответственность сегодня – самая главная наша проблема. Для всех. Но прежде всего для партии. Партия просто обязана отчитаться перед народом за свои векселя. Сколько было принято решений? По мясу, по молоку. Коммунизм в 80-е обещали. Отчёта до сих пор нет. А ведь ничто так не подрывает доверие к партии, как молчание…
Мы бы достигли хороших результатов, если бы создали такой хозяйственный механизм, при котором каждый человек был бы заинтересован в своей работе. А так, после творческого подъема, наступило отрезвление, и люди поняли всю иллюзорность громогласно объявленных обещаний. Тут и начались потери. Отсутствие веры. Отделение пропаганды от реальной жизни. А векселя и сегодня не оплачены. Разговоры идут. Когда не выполняются обязательства перед историей – потери не поддаются денежному исчислению, настолько они огромны.
Выросло целое поколение людей, которые не знают ни истории, ни литературы. Потерянное поколение…
Что касается нас, то люди прошлого вряд ли так просто могут перестроиться. Традиционная работа партийного аппарата – жизнь по установкам, по указаниям и директивам – не способна сдвинуть общество вперед. Я хотел только одного, чтобы из нас дураков не делали. Для этого с вами и встретился…».
Социальные закладки