Что можно сделать уже сейчас (хотя это надо было делать как можно раньше)?
1) Создать координационный совет по информационной политике при АП или СНБО – туда должны войти эксперты из силовых структур, политтехнологи и пиар-технологи, представители телеканалов и информагентств, редакторы интернет-сайтов. Цель - совместная работа против российской государственной пропаганды за рубежом. При нем может быть создан центр информационных спецопераций.
2) Заново создать информационно- аналитический департамент в АП, который бы работал в связке с аппаратом СНБО, отделами НИСИ, аналитическим департаментом СБУ и Госкомразведки. Цель - отслеживание ситуации в стране и за рубежом, ее анализ и составление прогнозов, выработка управленческих решений на упреждение, планирование информационных операций и т.д..
3) Изменить алгоритм работы с прессой для подразделений в зоне АТО. В частности, разрешить журналистам выборочно документировать допросы взятых в плен боевиков и военнослужащих РФ. Это поможет не только собственно укреплению позиций Украины в международных медиа, но и осуществлению международного правосудия по отношению к боевикам.
По контрпропаганде - надо не гнаться за разоблачением отдельных фейков (это – дело отдельных журналистов и блоггеров), а вскрывать всю систему российской пропаганды на международном уровне. Тем более, что немногие здравомыслящие россияне готовы нам в этом помогать (например, проект «Шалтай-Болтай» часто выкладывает выдержки из взломанной переписки российских чиновников и медиаменеджеров – там речь идет и о российской информационной политике по «украинскому вопросу» и «Новороссии»). То есть – «имена, пароли, явки» российской пропаганды в глобальных медиа, кто, с чем и как работает, информацию от каких лоббистских структур лучше не печатать даже на правах рекламы и т.д.
Нужно делать и качественные англоязычные дайджесты онлайн, где выкладываются факты и краткий анализ событий на Донбассе с проукраинской точки зрения. Это будет, по крайней мере, попыткой адекватного ответа на нынешнее количественное превосходство российской пропаганды в мировых СМИ. Потому что заявления, скажем, руководства ЕС или НАТО о серьезности ситуации в Украине должны быть подкреплены хотя бы основными фактами изнутри страны. Даже если мы не будем преувеличивать «ради красного словца» количество россиян среди боевиков, количество поставленного из России тяжелого вооружения и т.д. – это однозначно переломит ситуацию в нашу пользу. О более «навороченных» информационных спецоперациях пока что речи не идет – нужно подготовить базу в информационной политике Украины по событиям на Донбассе и в Крыму. Да и это тема отдельной публикации.
Полезной была бы и «Черная книга» действий российских войск и координируемых из России незаконных вооруженных формирований на Донбассе - с хронологией, географическими привязками, информацией о преступлениях (кто, где, что совершил, есть ли подтверждение информации, открыто ли уголовное производство, обратная связь для внесения информации в реестр).
Главные тезисы для внешнего употребления должны быть следующими:
1) Россия может стать новым Третьим Рейхом, если ее не остановить. Путинская пропаганда запустила процессы фашизации российского общества – настраивая россиян на войну и против стран Евросоюза тоже. Украина может быть только началом – дальше будут Молдова, страны Прибалтики, Польша, Румыния, Финляндия и т.д.
2) Дальнейшее разрастание конфликта на Донбассе может быть чревато потоком беженцев уже с остальной Украины в страны ЕС – счет может идти на сотни тысяч и миллионы человек. Также это усилит влияние международных ОПГ, увеличит объемы наркотрафика, отмывания денег и т.д.
3) Следующей целью России может стать развал Евросоюза и раскол среди европейских стран-членов НАТО. Будут использованы «газовые» аргументы и популяризация ультраправых идей. Европейские ультраправые давно сотрудничают с российскими спецслужбами.
4) Нынешних санкций явно недостаточно, поэтому нужны аресты имущества российских компаний и представителей российской элиты, снятие банковской тайны и закрытие оффшоров в самой Европе.
5) «Минские соглашения» не выполняются российской стороной и подконтрольными ей боевиками - и поэтому должны быть пересмотрены. Есть также вопросы к некоторым наблюдателям ОБСЕ, которые защищают позиции боевиков, а не сохраняют нейтралитет.
6) 70% полевых командиров и значительная часть «администрации» сепаратистов – граждане Российской Федерации, уже не говоря о регулярных частях российской армии на Донбассе. О какой «гражданской войне» может идти речь? Местное население – скорее заложники и обманутые люди, чем реальная поддержка для боевиков.
Ну, и конечно, нужно соответствовать запросам о помощи на внутреннем уровне. А именно – эффективно бороться с коррупцией, вводить внутренние санкции против российского капитала, «засветившегося» в поддержке боевиков и т.д. Пока что это, мягко говоря, не особо заметно – внутренние санкции в Украине вообще не вводятся, уголовные дела против коррупционеров прошлого режима саботируются. Да и весьма актуальный (как юридически, так и политически) иск в Международный суд ООН по поводу принадлежности Крыма – так и не подготовлен Украиной. Если Украина не преодолеет инерцию собственной бюрократической системы и не займется реальным реформированием армии, правоохранительных органов и т.д., доверие к ней снова упадет и нам никто особо помогать не будет. К сожалению, многие представители уже новой власти не понимают, что уже нельзя жить по-старому, что в стране война, что договариваться с «бывшими» ради спокойствия всей страны уже нельзя. (Как пример последнего тезиса можно привести тот же Донбасс и роль Рината Ахметова в конфликте - используя сепаратизм и российское вторжение, он пытался получить для себя преференции. И если б наши власти слушали именно его – мы бы давно уже потеряли целиком Донецкую и Луганскую области). В общем, мало заявлять о том, что мы готовы бороться и просить ввода дополнительных санкций – нужно еще и реально соответствовать имиджу борющейся страны.
Комментарии
Социальные закладки