Вспомнила бабка…
ИМК: Юлия Тимошенко обнародовала свой очередной старый-новый козырь предвыборной гонки: она снова обещает расплатиться по долгам Сбербанка СССР
На прошлой неделе Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко пообещала после президентских выборов возобновить выплаты компенсаций вкладчикам Сбербанка СССР.
Всеобщий гомерический хохот это ее обещание, конечно, не вызвало, но нервный смешок у народа определенно вырвался. Подзабытые уже картинки грандиозной социально-долговой кампании годичной давности быстро всплыли в памяти электората. И теперь рядовой избиратель (чего уж греха таить) озабочен мыслью: как бы так все устроить, чтобы и пресловутую "Юлину тысячу" получить, и в дураках после выборов не остаться? И пока избиратель думает, мы вспомним, как проходила первая "волна" возвращения вкладов. А заодно рискнем предположить, чем закончится "волна" вторая, третья и все последующие.
Когда горе - от ума
Напомню, все началось в праздничные январские дни 2008 года. Ничего не подозревающий "маленький украинец" тихо коротал выходные и вдруг услышал: Кабмин собирается возвратить народу "ляпнувшиеся" когда-то во Всесоюзном Сбербанке рублевые вклады. Торжественное возвращение обещали провести незамедлительно и "стартовали" с тысячи гривень живыми деньгами. Это для начала. Потом - ближе к лету - думали выплатить еще немного денег, следом раздать всем компенсационные сертификаты на бесплатную бытовую технику и электронику, а также разрешить не оплачивать коммунальные услуги - в счет компенсации "сгоревших" в начале 90-х годов сбережений.
На все про все отводилось не более двух лет. Причем от успешности мероприятия напрямую зависела судьба лично Премьер-министра Юлии Тимошенко - она пообещала уйти в отставку, если не обогреет своей денежной заботой каждого обездоленного.
И вот 10 января 2008 года Ощадбанк Украины получил первый транш в размере 198,2 млн долларов для проведения соответствующих выплат, а 11-го у кассовых окошек уже толпились желающие отметиться в специальном реестре и получить "сумасшедшие деньги" - целых две среднемесячных пенсии, пресловутую "Юлину тысячу".
И никто в этой толпе даже не думал о том, что полноценной индексации сбережений никто не проводил, что сумма в тысячу гривень, по большому счету, "взята с потолка", что реестр вкладчиков - никакая не общегосударственная система, составляемая раз и навсегда, а некие локальные (составленные на отдельно взятых компьютерах) файлы, которые никуда не передаются и могут быть стерты из памяти в любой момент по вине даже не хакера, а всего лишь неопытного пользователя.
Такие тонкости процесса мало кого интересовали. А уж пенсионеров, привыкших, что за последние 17 лет их только и делали, что обманывали, всякие индексации и прочие пересчеты не волновали вовсе - лишь бы получить от государства "положенное". И Бог с ним, что сумма "положенного" все те же 17 лет назад равнялась стоимости автомобиля "Жигули", а 11 января 2008 года вдруг превратилась в денежный эквивалент упаковки таблеток для улучшения работы мозга.
Дальше - больше. Все тогда же - 11 января - первый вице-премьер Александр Турчинов, увидев, видимо, смертоубийство в сберкассах, твердо разъяснил, что волноваться не стоит и толчею создавать незачем - денег на всех хватит. Ему почему-то поверили. А ведь элементарный математический расчет наглядно доказывал: врет господин Турчинов. Врет, как дышит.
На 1 января 2008 года в Украине проживали немногим более 46 миллионов человек. Из них взрослого населения - старше 25 лет - примерно 30 миллионов. Каждый второй из этих людей (а это можно было утверждать наверняка) являлся вкладчиком Сбербанка СССР. А значит, на 1 января 2008 года в нашей стране проживали минимум 15 миллионов человек, которым полагалась "начальная" тысяча. Стало быть, одних только "первоначальных" компенсаций требовалось порядка 15 миллиардов гривень. Но в бюджете на эти цели заложили в три раза меньше - 5 млрд 760 млн грн. Недостачу намеревались покрыть за счет якобы раскрытых теневых схем ухода от налогообложения, а также сверхуспешных приватизационных процессов.
Пытливые умы стали наперебой строить прогнозы - один другого страшнее. Дескать, не получится у нас приватизации, и что тогда? Снова обманем народ? А как быть с обещанием не платить за квартиры - в счет "компенсации" сбербанковских долгов? Это ж на колени поставим и без того на ладан дышащее ЖКХ! И откуда, наконец, возьмутся сертификаты на бытовую технику? В Украине она ведь не производится и по госзаказу не поставляется!
В довершение ко всему подкованные в вопросах возвращения вкладов журналисты, в том числе и журналисты ИМК покопавшись в архивах, нашли, что программ возвращения вкладов в нашей стране придумано уже немерено. И среди них есть достойные внимания. Так, в нашем распоряжении оказался отчет Временной специальной комиссии Верховной Рады Украины (IV созыва) по вопросам финансово-экономического обоснования источников и механизма возвращения вкладов граждан Украины. Отчет датировался 2003 годом и едва ли не впервые четко прописывал сумму, необходимую к возвращению, - 132 млрд грн.
Там же, в отчете, расписывался механизм индексации вкладов, а также создания специального государственного фонда компенсации накоплений граждан. Бюджет фонда, по задумке, должен был формироваться из средств налога на недвижимое имущество, средств от размещения государственных ценных бумаг специального выпуска, из беспроцентных долгосрочных кредитов Нацбанка, а также из средств от приватизации в размере не менее 50% от вырученных доходов и 25% от прибыли государственных и негосударственных банков, реализующих государственные программы. Срок выплат устанавливался достаточно длинный - 13 лет, но так государство гарантировало выплату, поскольку нагрузка на госбюджет составляла бы всего 1,5-2% ВВП - вполне подъемно даже с учетом неудачной приватизации или иных экстренных случаев.
Но, несмотря на всю правильность документа, его не спешили реализовывать.
Наиболее вероятной причиной тому виделось грибоедовское "горе от ума", когда провозгласить кампанию по возвращению вкладов было нетрудно, а вот довести ее до конца - значительно сложнее. Кроме того, реализация всех планов требовала честности и прозрачности - без резких движений, наскоков и популизма. А кому нужна такая вот "пресность", финансовое "болотце", в котором и рыбки-то никакой не поймаешь? Нам подавай и воду мутную, и рыбку пожирнее, а именно: скоропостижную раздачу "слонов" и скорейшее присвоение звезды героя-борца "за социальную справедливость".
Товарищ, верь!
Как и предрекали знатоки, бюджетные пять миллиардов гривень, выделенные на "Юлину тысячу", проели уже к лету. С тех пор о компенсациях ни слуху ни духу: вкладчиков лишь регистрируют в реестре, но никаких денег, понятно, не дают. И в ближайшее время не дадут. Судя по свежим заявлениям премьер-министра, если кому что и обломится, то во-первых, не раньше завершения президентской избирательной кампании и окончательного подсчета голосов избирателей, а во-вторых, лишь в том случае, если количество голосов "за" удовлетворит главу Кабмина.
Последнее условие, конечно, негласное, но оно так явно читается между строк. Так же явно, как и стремление очернить сейчас все вокруг и обвинить всех и каждого в срыве выполнения столь "значимой" социальной инициативы. Тимошенко послушать, так ей, оказывается, мешали все, кроме погоды. Приватизацию заблокировали, работать не давали, за раскрытие теневых схем больно били по рукам. Спрашивается, чего ж тогда так лезли в министерские кресла, если там повсюду враги, которые и лишних денег не дали собрать, и вынудили оставить с большим носом всех, кто поверил в "резиновый" компенсационный фонд.
Зато теперь у народа просят "еще один шанс". Точнее, не просят, а обещают "золотые горы", в случае если... Можно ли такому обещанию верить? В сущности, конечно, можно. Как можно сесть на окрашенную скамейку и верить, что именно ваш плащ останется не испачканным. Можно ли привлечь премьер-министра к ответственности за такие явно популистские и невыполнимые обещания? В сущности, можно. Как можно погрозить небесной канцелярии за то, что идет дождь, а вы без зонта.
Что же из всего этого следует? Да, в сущности, ничего. Кроме, пожалуй, осознания того, что политтехнологи у премьера явно подустали и ничего нового и интересного для избирателя придумать уже не в состоянии. Видимо, надеются, что народ и на этот раз клюнет на старую, треснувшую на всех изгибах удочку. Хочется верить, что надеются зря. Ибо в противном случае - "К тетке! В глушь! В Саратов!".
Источник: ИМК http://www.intermedia.org.ua/ru/news/article/51588
Социальные закладки