
Сообщение от
rumata
Следует отметить, что цена польского сланцевого газа для конечных потребителей прогнозируется на уровне от 200 до 321 долл. США за тысячу кубометров. Это позволит ему успешно конкурировать по цене с российским газом как на польском рынке, так и на рынках стран Балтии. Судя по оценкам, себестоимость украинского сланцевого газа близка к польской, со всеми вытекающими последствиями.
С учетом изложенных выше обстоятельств в Польше реализуется ряд масштабных проектов в газосланцевой сфере при участии иностранных компаний (прежде всего из США и Канады), у которых есть необходимые технологии. И в этом контексте недавние заверения в Киеве специального представителя госдепартамента США К.Паскуаля надо воспринимать очень серьезно и власти, и оппозиции, у которой есть шансы стать властью в Украине. Особенно учитывая то, что эти заверения фактически подтверждены недавним подписанием соглашения с трансатлантической компанией Shell и фактической реакцией Кремля в виде счета на 7 млрд долл.
В частности, в Польше к участию в таких мероприятиях в течение последних лет были привлечены американские компании Exxon Mobil, Chevron и Conoco Phillips, а также канадские Talisman и Nexen.
Вместе с тем, по оценкам польских экспертов и опираясь на опыт США, кроме достижения главной цели по получению альтернативных источников газа, реализация проектов добычи сланцевого газа может иметь ряд других положительных последствий. В частности, это будет способствовать созданию новых рабочих мест (до 200 тыс.) как в добывающей, так и в металлургической и строительной отраслях, а также в энергетике, машиностроении, торговле и сфере услуг. На сегодняшний день доходы районов Польши, на территории которых проводятся геологоразведочные работы, уже возросли на 10–15%, а заработная плата увеличилась на 15–20%. Разве не о таком социальном эффекте недавно, перед выборами, говорили в Украине все, кто рвался к власти — то ли президентской, то ли в парламенте?
Но как и любое новое дело, внедрение технологий добычи сланцевого газа в Польше сопровождается рядом проблем, усложняющих реализацию указанных планов. Говорят, что переходу Польши на сланцевый газ противодействует Кремль, даже называют конкретные цифры в миллионы долларов, которые будто бы выделяются на соответствующие медиапроекты. Упоминают и о собственных польских бизнес-кругах, которые стратегически заинтересованы в сохранении позиций российского газа на польском рынке. В частности, проявлением этого стала масштабная информационная кампания по дискредитации технологий добычи сланцевого газа на основании их якобы "экологической опасности", которую проводят как в Европе в целом, так и в Польше.
Следствием такой кампании уже стали запрет добычи сланцевых углеводородов в ФРГ, Франции, Болгарии и Румынии, а также инициативы отдельных польских политических сил запретить их добычу и в Польше. С учетом этого следует отметить, что реальной независимости без рисков не бывает. Ведь никто в Европе, в частности в Польше, тем более в Германии, уже не вспоминает, чем опасен автомобиль. Хотя он беспрецедентно загрязняет окружающую среду, но и поляки, и французы, и немцы, и другие продолжают ездить на автомобилях и сжигать нефтепродукты, несмотря на загрязнение окружающей среды. Просто нашли приемлемый компромисс. Очевидно, так будет и со сланцевым газом.
И нет в таком противодействии проектам по добыче сланцевого газа ничего странного или нового — Кремль борется за свои рынки. И, очевидно, делает то же в Украине. Здесь это проходит еще легче, чем в Польше, Болгарии или еще где-либо. Просто мы, опять же независимо от того, кто сегодня при власти, должны иметь свое видение и учитывать, что на газовом рынке еще долго не будет покоя, если он когда-то наступит.
Говорят, что упомянутую кампанию организовали российские спецслужбы путем масштабного подкупа представителей политических, информационных и экологических кругов Европейского Союза. Кроме того, в СМИ появляются упоминания о том, что польские спецслужбы отмечают усиление сотрудничества между российской компанией "Роснефть" и американской Exxon Mobil, в том числе в плане достижения договоренностей о возможности обмена концессиями в разных частях света, а также относительно общей разработки залежей нефти и газа в Арктике, Сибири и на шельфе Черного моря. Исходя из этого, делается вывод о возможности влияния России на позицию компании Exxon Mobil в плане реализации энергетических проектов последней в Европе, в частности и в Польше. Грубо говоря, за деятельностью или бездеятельностью Exxon Mobil в Европе, особенно в Польше, стоит "Газпром", поскольку ему такие работы в перспективе не выгодны.
Социальные закладки