Многое о человеке говорит его речь (простите за невольный каламбур). Так вот, речь хама изобилует хвастливыми высказываниями, он как бы постоянно бросает вызов окружающим:
не дай бог, кто-нибудь окажется хозяином положения вместо него. В речи проявляются его наглость и бесцеремонность. Он презрительно говорит о своих мнимых "соперниках". В разговоре хам частенько использует неприличные выражения, "плоские шутки", фамильярное обращение, обращение на "ты".
Для поведения хама характерно отрицание социальных норм, он их презирает, считает себя выше их. В то же время
он может демонстративно разглагольствовать о "правах человека", которые вы, якобы, нарушили, о чести и достоинстве. Самому же эти понятия чужды. Хам эгоистичен, а потому "защищает" на самом деле только свою "честь". Поведение хама демонстративно, он важен и всем своим обликом демонстрирует это. Заслышав о новом "сопернике" хам возбуждается, проявляет нетерпение, рвется в драку.
Истинный хам, подобно странствующему рыцарю или пит-булю бросается в бой по велению долга, или, другими словами, из чистой любви к самому процессу. Но кое-чего они все-таки
добиваются. На самом деле, преследуется несколько целей.
Прежде всего, хам испытывает потребность в общении. Человек ограниченный, без явных интеллектуальных интересов, он нуждается в том, чтобы кто-нибудь пообщался с ним, дабы таким образом заполнить на время душевную пустоту. Человек нуждается в эмоциональном контакте с окружающими так же сильно, как в воздухе и пище, и если он не может вызвать к себе любовь, то старается вызвать страх или ненависть. Привлечь к себе внимание, заинтересовать собеседника разговором, интеллектуальным спором хам не в состоянии, поэтому использует для этого то, что ему доступно -- брань, крик, оскорбления, высказывания, унижающие достоинство оппонента. Таким образом хам и удовлетворяет свою потребность в общении.
Вторая потребность -- это потребность в признании. В подавляющем большинстве случаев хам не может достичь одобрения, демонстрируя или проявляя каким-либо образом свои ограниченные интеллектуальные ресурсы, поэтому
ему иногда удается испытывать иллюзию признания, радостно созерцая "своих зрителей", которыми невольно становятся окружающие. В конфликтной ситуации, переросшей в скандал, на хама обращают внимание, с ним разговаривают (или вступают в перепалку) -- а значит, признают его существование. Он понимает, что он -- "не пустое место". Так удовлетворяется потребность в признании.
С предыдущей потребностью перекликается потребность в демонстрации себя, потребность выделиться из толпы людей.
Это присуще, как правило, людям истерического склада, коими хамы чаще всего и являются.
"Хамов мы сами у себя развели, нам их никто с парашютами не сбрасывал".
В. Шукшин.
Социальные закладки