
Сообщение от
leks4777
Как Россия не стала энергетической сверхдержавой
Президент Путин подписал с Китаем контракт о поставке газа, переговоры о котором велись 10 лет. Газа при этом, собственно, еще нет, и трубопровода тоже нет. Чтобы его продать, надо будет освоить Иркутское и Чаяндинское месторождения и построить газопровод «Сила Сибири». По предварительным оценкам «Газпрома», «Сила Сибири» обойдется в 30 млрд долларов, то есть в 7,5 млн долларов за км. Впрочем, предварительные оценки имеют свойство расти: нефтепровод «Бованенково—Ухта», к примеру, в итоге обошелся «Газпрому» в 18 млн долларов за км.
А вот Китаю газопровод из Туркмении обошелся по 1 млн долларов за км — 6,5 млрд за 6,4 тысячи км.
Но это не то, о чем я хочу писать. Я хочу напомнить своим читателям одну из причин ареста Ходорковского. Она заключалась в том, что Михаил Ходорковский в 2003-м хотел строить трубопровод «Ангарск—Дацин». Это должен был быть совмещенный нефте- и газопровод, и он должен был быть завершен к 2005 году. Общая стоимость строительства оценивалась Ходорковским в 3—5 млрд долларов. Собственно, совершенно не важно, сколько бы стоил трубопровод, потому что Ходорковский хотел строить частный трубопровод на деньги ЮКОСа.
Собственно, это и была одна из причин недовольства Кремля.
Как это — построить частный за 3, когда государственный можно построить за 30!
Я обращаю ваше внимание на то, что Ходорковский собирался строить не газопровод, а нефте- и газопровод вместе. То есть сравнивать почивший «Ангарск—Дацин» за 3—5 млрд долларов надо не с «Силой Сибири» за 30 млрд, а с «Силой Сибири» плюс с нефтепроводом ВСТО, две очереди которого обошлись «Транснефти», по разным подсчетам, в 23—29 млрд долларов. При этом стоимость прокачки нефти по ВСТО в 3,5 раза превысила стоимость прокачки нефти по БТС. При этом доставка нефти в Козьмино железнодорожным транспортом продолжилась, скорее всего, потому, что «Транснефть» не смогла никому продать созданный под эту транспортировку «Востокнефтетранс» (хотя трубопровод, собственно, и строили для того, чтобы отменить цистерны). При этом труба «Сковородино—Козьмино» по-прежнему остается наполовину незаполненной.
Какие экономические претензии Кремль в 2003-м предъявлял к Ходорковскому? Их, собственно, было три.
Во-первых, «Северная нефть», когда Ходорковский прямо на совещании у президента заявил, что «Роснефть» купила компанию на 400 млн долларов дороже, чем она стоила. В недавнем своем интервью «Эху Москвы» Ходорковский сказал, что он думал, что вопрос еще не решен, а он был уже решен. «Вопрос» в данном случае —
это вопрос о системной коррупции как способе и цели развития государства, при котором государство, собственно, и используется только для того, чтобы пилить под друзей бюджетные бабки.
Сейчас эти 400 млн долларов кажутся детской суммой — сравните с ними вышеприведенные цифры строительства нефте- и газопроводов.
Ну и третьим проектом, вызвавшим недовольство в Кремле, был, конечно, частный трубопровод, снабжавший частной же нефтью Китай.
«Да он нас собирается продать китайцам»!
Примечательно, что оба экономических мегапроекта Ходорковского были в конечном итоге осуществлены Кремлем.
.
Во-вторых, Путин подписал договор с Китаем. «Продался Китаю», в кремлевской формулировке. Только это уже не прибыльные поставки углеводородов в Китай. Это сомнительная по выгоде сделка, для заключения которой Путин отказался от взимания налога на добычу полезных ископаемых, — по сути, освободил сделку от большей части выплат в бюджет — только для того, чтобы хорошие люди могли освоить 30 и больше миллиардов на прокладке трубы.
Социальные закладки