Олигархия
В депутатском корпусе нынешней Верховной Рады есть группа Семьи (49 человек), Рината Ахметова (40 человек), Дмитрия Фирташа (28 человек), Андрея Клюева (18 человек), Тигипко (5 человек), Игоря Коломойского (6 человек), Виктора Пинчука (6 человек), Петра Порошенко (5 человек) и т.д. Для принятия необходимых решений тот или иной олигарх "вербует" дополнительное количество депутатов из других фракций (в т.ч. КПУ). Опасность подобной системы, в которой все продается и покупается в том, что сами покупающие могут быть легко перекуплены другой страной. Именно так сегодня поступает Запад.
Либеральная экономика
Объем госсектора Украины - 9,5%. Для сравнения: во Франции колеблется в диапазоне 17-30% на протяжении последних десятилетий. В Украине все ключевые отрасли (энергетика, добыча сырья, производство металлургической и химической продукции) приватизированы. В Германии - принадлежат государству. Например, в госсобственности предприятия, добывающие и производящие сырье и топливо - электроэнергетика (80%), уголь (100% бурого и 30% каменного), металлы (50%) и др. В Украине именно эти отрасли стали объектом приватизации в первую очередь. При этом доходы украинского госсектора - 45% (в Европе - менее 40%).
Получается, что украинские госкомпании дают прибыль государству большую, чем европейские. Но вопреки всякой логике МВФ убеждает нас в обратном: госсектор Украины не эффективен и его следует приватизировать. В этом вопросе интересы Запада и подконтрольных ему олигархических кланов, правящих Украиной, странным образом совпадают.
В чем причина подобного единодушия?
Дело в том, что практически все приватизированные олигархами крупные предприятия работают по теневым схемам, предполагающим вывод средств через офшоры. Сами офшорные зоны являются не более чем транзитной территорией для дальнейшего движения этих финансовых потоков. Конечный пункт - западные банки, на счетах которых деньги и оседают. Учитывая то, что все эти средства поступают от теневых схем (уход от налогов) - иностранным контролирующим органам не сложно применить к ним санкции по статье "отмывание средств".
Увы, капитал всегда перемещается туда, где выгодно, а не туда, где он необходим (реализация стратегических проектов, создание крупных предприятий и др.). Поэтому любой олигарх по природе антипатриотичен. Мобильность частной собственности полезна экономике, но ее беспринципность - угроза национальной безопасности государств. Найти золотую середину сложно, здесь необходимая тонкая и продуманная политика центральной власти.
Что дальше?
Увы, правительству Николая Азарова, не всегда по зависящим от него причинам, этого не удалось.
И теперь очевидно, что главный урок украинского кризиса, прежде всего для России: олигархи легко могут стать активными участниками разрушения целой страны во имя интересов своего капитала.
Кроме того, нельзя не ответить на вопрос: почему имея возможность устранить с политической арены независимого в суждениях Азарова, Вашингтон специально пошел на обострение и осуществил переворот с таким шумом. Скорее всего, это было сделано в назидание остальным: мол, смотрите, что бывает с теми, кто имеет "наглость" иметь собственную точку зрения! А заодно и предупреждение России: "не лезь не в свои дела"!
Н
а примере Украины Москва еще раз должна убедиться - никакое равноправие Белый Дом в ближайшие годы не потерпит. А значит, надо готовиться к новым испытаниям.
Наконец, для самой Украины напрашивается параллель с февралем 1917 года. Тогда чиновничество, промышленники и Запад (в лице английского и французского послов) тоже использовали волну народного негодования, чтобы свергнуть безвольного царя. И экономика Российской империи была такой же либеральной как сейчас в Украине.
И теперь, если следовать дальше аналогии, то видимо в Межигорье скоро должны заявиться свои Гучков и Шульгин с манифестом об отречении.
Вот только как показали события Октября 1917 года запущенный раз механизм переворотов может сыграть злую шутку с их авторами. И тогда на место слабой власти приходит новая, радикальная сила.
В этом контексте крайне примечательным стало появление 28 января 2014 года перед телекамерами лидеров "Правого сектора", которые в лице Дмитрия Яроша озвучили свои собственные требования к власти. Таким образом,
радикалы заявили о себе как о самостоятельной политической силе, независимой от Тягнибока, Кличко, Яценюка. Интересно, что сформулированные ими тезисы имеют ярко выраженный социальный характер: борьба с коррумпированной властью, бедностью, принцип солидарности ("наши побратимы") всех украинцев-патриотов (независимо от этнического происхождения), беспощадность к врагам.
Именно неожиданная четкость, ясность и конкретность их "Апрельских тезисов" (или "25 пунктов"!) и наводит на мысль, что механизм нового переворота уже запущен.
Социальные закладки