|
На сайте http://www.odessa.ua в разделе "Памятники архитектуры" под номером 121 числится: "Амбулаторiя Бродської" (мур.) 65038, вул. Золотий берег, 1. Дата спорудження, автор: 1914 р., арх. Ю.М.Дмитренко. Охоронний номер та номер у комплексi: 76-ОД. Дата i номер рiшення (ким рекомендовано для взяття на облiк): ОВК N 480 вiд 15.08.85р.
Что касается недавней истории этого здания, то в книге: "Одесса. Справочник" (Одесса, 1957) в разделе родильные дома значится роддом №5 в здании на 16-й станции Большого Фонтана, по ул. Золотой берег, 1.
Объявление о продаже этого дома там висит (и попадается в других местах) уже лет 5.
Мне вообще нравятся общественные здания в Одессе - бани на Щепкина, "санатория" на Французском бульваре... Я честно говоря считал что на 16- й это чья-то дача, а тут амбулатория).
100 лет не был на 16 фонтана поэтому возник по ходу вопрос, а что кинотеатра уже нет? Вот его старое фото когда он ещё был театром.
Мне нравится этот уголок Одессы, но не нравится, что сейчас с ним делают: тихий уютный курортный район превращают в стройку, разрушают прежний уют и очарование этой местности. Что касается кинотеатра "Золотой Берег", то его постигла незавидная участь, он пошёл под снос, как и другие близлежащие сооружения : магазины, парикмахерская, бильярдная, кафе и прочее, сейчас на их месте возводится жилой комплекс "Золотой Берег".
Кинотеатр и предшественник (театр на этом месте) - много что могут рассказать нам об истории Одессы.
Дореволюционная история театра - это отдельная история, причём очень занимательная, о которой я расскажу в следующий раз. После революции одно время на Большом Фонтане работал Еврейский театр. Затем в 1939 году после реставрации здесь открылся Летний театр филармонии на 1500 мест, где выступали различные театральные труппы. Перед самой войной театр на Большом Фонтане стал филиалом русского драматического театра имени Иванова, Во время войны фашисты устроили в театре военный склад, и, убегая из Одессы, взорвали его. Только в 1957 году было принято решение о его восстановлении. А пока продолжалось строительство напротив открыли летнюю киноплощадку.
Наконец, в 1965 году состоялось открытие зимнего кинотеатра "Золотой берег". Такое красивое название издавна носили большефонтанские пляжи.
Летний кинозал снесли. Затем, при реконструкции здания кинотеатра в 1978 году исчезли старинные колонны и открытые галереи по обе стороны фасада... Внешний, вид кинотеатра совершенно изменился. "После летнего ремонта "Золотой Берег" превратился в один из самых красивых кинотеатров в Одессе", — писала местная газета. Зал кинотеатра, после реконструкции 1978 года мог принимать 588 человек каждый сеанс.
В 90-е годы здание кинотеатра пришло в запустение и постепенно начало разрушался.... К сожалению, кино, как и культура в целом, стала мало востребованной в это время, участок выкупили и решили строить дома, причём высотные, что для этой местности совсем не подходит.
На фотографии - полуразрушенное здание кинотеатра "Золотой Берег", так оно выглядело года три назад.
Вот к вашему вниманию - обращение замечательного писателя-одессита Валентина Катаева к тогдашнему председателю Одесского горисполкома Валентину Симоненко, которое было написано лет тридцать тому назад.
К председателю горисполкома Валентину Симоненко
«Тревогу и горечь вызвало у меня известие о планах застройки Большого Фонтана жилым микрорайоном.
Нет необходимости анализировать мотивы, которыми руководствовались авторы этого проекта. Какими бы ни были эти побуждения, они не могут оправдать подобного вмешательства в столь неповторимый оазис жаркой Одессы и заповедное место нашей культуры. Прелесть Большого Фонтана, созданного природой и людьми, общеизвестна. Его цветущие сады – дело трудолюбивых рук многих одесситов.
Тесными узами связан Большой Фонтан с нашей культурой. Своей особой красотой и неизъяснимой прелестью Фонтан привлек Бунина и Куприна, Паустовского и Бабеля, многих других писателей и поэтов, воспевших его романтическую красоту.
Думаю, что вам доставляет духовную радость общение с картинами одесских художников Костанди, Дворникова, Головкова и других, украшающими Художественный музей Одессы и другие картинные галереи страны. Многие из этих полотен были созданы на Большом Фонтане или навеяны им.
Одесса всегда славилась «своим лица не общим выраженьем». И этой индивидуальностью Одесса не в малой степени обязана Большому Фонтану. Не кощунство ли отказаться от всего этого, заменить цветущие сады Фонтана на один из многих «микрорайонов»?
Любить свой город – это значит любить и чтить его прошлое. Вы, вероятно, согласитесь, что при самом остром дефиците свободных для застройки территорий, скажем, в Киеве невозможно себе представить, что будут застроены парки над Днепром или Сокольники и Измайловский парк в Москве.
Сохраните Большой Фонтан – природный и культурный заповедник Одессы. Впрочем, такое духовное наследие принадлежит не только Одессе».
уже неделю хожу вокруг да около санатория им.Горького. Не могу понять когда же был построен корпус у фонтана. Сегодня зашла вовнутрь, пожалела,что без фотоаппарата, ну мало того, что попадаешь на лет 15 в прошлое, прямо пахнет совдепией, так сама внутренняя планировка чьей-то усадьбы подчеркивает, то время "власть-рабочим, землю-крестьянам". Пошкрябала на лестнице, возле парадного входа оттиск изготовителя что-то вроде А.Васинов, завтра возьму фотик.
Что поведаете?
Пы.Сы.к сожалению сейчас нет времени рыться по инету...
Чем больше узнаю людей, тем больше нравятся собаки
Вообще история с Бродскими в Одессе интерсная. Насколько мне удалось выяснить, если дом действительно принадлежал Бродскому, то скорее всего - именно Абраму Бродскому.
"Родоначальником старинной и заслуженной семьи Бродских считают происходившего из рода известных раввинов Меира Шора, который еще в начале ХIХ столетия переехал из галицийского города Броды в местечко Златополь, что в Киевской губернии, где, подобно многим своим землякам, принял фамилию Бродский. Один из пяти сыновей Меира Бродского - Израиль - стал основателем всероссийской известности династии «сахарных королей» и щедрых благотворителей, построивших, в частности, знаменитую Бродскую синагогу в Киеве.
Другой сын старого Меира, сорокадвухлетний петербургский 1-й гильдии купец Абрам Бродский в 1858 году поселился в Одессе, где издавна жили земляки его отца — галицийские или, как их называли, бродские евреи. Они образовали здесь многочисленную, богатую общину и выстроили синагогу в самом центре города, на углу Почтовой и Итальянской улиц, как тогда именовались нынешние Жуковская и Пушкинская. А Абрам Бродский быстро и органично вписался в колоритную жизнь Одессы, держал на Старопортофранковской улице приносящую изрядный доход паровую мельницу с просторными складскими помещениями и имел несколько домов, один из которых располагался на Гаванной рядом с Городским садом. Помимо же чисто коммерческих дел он с неизменной пользой и энтузиазмом занимался общественной деятельностью, удостоился звания почетного гражданина Одессы, был гласным, сиречь, депутатом Городской думы и членом городской Управы, приятельствовал с городским головой Семеном Степановичем Яхненко, жертвовал крупные суммы на развитие Еврейской больницы и нужды народного образования, по коему вопросу даже состоял в переписке с попечителем киевского, а в недавнем еще прошлом и одесского учебного округа, знаменитым хирургом Николаем Ивановичем Пироговым. Словом, в Одессе Бродский, что называется, нашел себя, а Одесса нашла себе Бродского. И когда Абрам Маркович со своей красавицей женой Розалией Артуровной появлялся в тогда еще тенистых аллеях Городского сада или на дышащем вечерней прохладой Приморском бульваре, вся гуляющая публика уважительно смотрела им вслед — «Бродский!..» Александр Розенбойм Журнал "Вестник"
А дом Бродской на Екатериненской площади - это угловой, №4?...
Вот редкую фотку нашел
Все узнают?![]()
Нет.Где это?
Это Итальянский бульвар - там и сейчас военное ведомство штаб ВВС кажется
Кто располагает информацией о спасательной станции в Черноморке (Люстдорфе), построенной архитектором Л. Влодеком (1899 г., с арх. Л.Ф.Прокоповичем)? Это здание, к сожалению, не сохранилось.
Что касается спасение на водах, то это очень интересная страница истории.
В 1866 г. в России, среди моряков, была открыта подписка на устройство спасательных станций. В ноябре того же года директор гидрографического департамента, вице-адмирал С.И. Зеленой, писал: «Частная благотворительность должна поддерживать и распространять это святое дело… для сохранения человеческой жизни, спасения тех, которые, презирая морские опасности, способствуют увеличению богатства и благосостояния каждого из нас и всего нашего Отечества…
Мысль об образовании в России Общества подания помощи при кораблекрушениях.., наподобие таких же обществ, существующих за границею, была заявлена в конце 1869 года Министру финансов со стороны биржевого купечества.
Чтобы дать делу этому прочное основание, был учрежден… по Высочайшему повелению, под председательством генерал-адъютанта Посьета, особый Комитет, на который возложено было поручение выработать подробный устав Общества. В Комитет были назначены члены от Министерств Морского и Финансов, а также от биржевых купечеств С.Петербургского, Рижского, Либавского и Одесского портов».
В 1870 г. было «высочайше повелено Обществу быть всегда под председательством одного из адмиралов, дело же иметь во владении Морского Министерства и покровительство над имеющим образоваться Обществом предложить Ее Императорскому Высочеству Государыне Цесаревне».
Был разработан устав Общества на основе подобных же иностранных документов. Генерал-майор В.П. Перелешин составил воззвание: «Из всех опасностей, угрожающих человеку, без сомнений, нет более беспощадной, как буря, в особенности грозная для тех, кто живет рыбным промыслом или морской торговлей. Морское страхование защищает имущество, вверенное морю купцом и арматером, между тем, как матрос остается беззащитным против всех несчастий на море…»
3 июля 1871 г. устав Общества подания помощи при кораблекрушениях был утвержден. С этого дня, собственно, ведут свою историю и морские спасатели на Черном и Азовском морях. «С полным к делу Общества сочувствием у нас на Юге особенно отозвался Новороссийский генерал-губернатор Коцебу и главный начальник Черноморского флота Аракс». Они настолько энергично повели дело, что в 1872г. главное правление Общества признало возможным учредить окружное правление для Херсонской губернии (сюда входили и Одесса, и Николаев, и Херсон) и передать на Черное море специальную спасательную лодку Форстера. Ее пожертвовал черноморскому отделению Общества, с разрешения высшего морского начальства, кронштадтский цех лоцманов. Увы, к этой лодке и сводилась тогда вся спасательная техника…
К концу XIX. в Одесский округ входило уже семь спасательных станций с пристанями; из них пять находились в черте города Одесса, одна в Овидиополе и одна — в Днестровско-Цареградском гирле. В отчетах округа перечислены «плавательные и другие спасательные средства»: лодки 10-ти весельные Уайта — 3, боты — 3, плоскодонки — 3, нагрудники пробковые, нагрудники-жилеты, концы бросательные и «кошки» железные, ранцы и сумки аптечные, костюмы непромокаемые и зюйдвестки с повязками, колокола сигнальные, фонари ручные и даже «горн большой»... Не густо. Особенно если учесть, что спасать приходилось не только невдалеке от берега, но и в нескольких километрах от него, в открытом море.
И вот с этим-то «техническим обеспечением» спасательными учреждениями округа с 1872 по 1900 гг. было спасено 11898 человек, предупреждено крушений — 1015. Конечно, речь шла, как правило, об оказании помощи терпящим бедствие парусным судам; но случалось, что в помощи спасателей нуждались и пароходы.
Деятельность Одесского округа продолжалась и в начале ХХ в., однако, отчетов, составленных после 1910 г. авторы пока не обнаружили. А там — пришли Первая мировая война, Октябрьская революция и, наконец, Гражданская война, после которой «море долго было пустынным»...
На фото - спасательная станция на 13 ст. Б. Фонтана
Социальные закладки