Если двадцать лет назад жители ГДР бурно поддержали идею воссоединения Германии, то они, похоже, явно не собирались жить так, как им пришлось жить на самом деле.
И сегодня 80 % жителей той части Германии, которая была поглощена ФРГ, хотят жить как раз в ГДР.
Еще более интересно, что почти такая же доля жителей Западной Германии, старой ФРГ хотели бы жить там же, то есть в Германской Демократической Республике. Со временем, наверное, может возникнуть вопрос о том, кто же все-таки кого присоединил. И какую единую Германию имели в виду те немцы, которые выступали за объединение в 1989 году.
Собственно, намек на этот вопрос возник еще в 2005 году, когда прежней правящей партии пришлось решать – либо идти на союз с вышедшей из ГДР Ангелой Меркель, либо заключать соглашение с наследницей СЕПГ.
Жители Германии вовсе не убеждены в том, что разрушение Берлинской стены было правильным решением
И, похоже, как на Западе, так и на Востоке Германии люди вовсе не убеждены в том, что разрушение Берлинской стены было правильным решением. 23 % восточных и 24 % западных немцев полагают, что было бы неплохо, если бы стена стояла и сегодня. И еще 15 % респондентов на Востоке и 16 % на Западе вообще заявили, что существование стены – "самое лучшее, что могло бы произойти".
То есть, 38 % жителей бывшей ГДР и 40 % жителей бывшей ФРГ явно полагают, что стену и не нужно было ломать.
Пресловутая политическая свобода в том виде, в каком она сегодня понимается и реализуется, не принимается в качестве главной ценности ни на Западе, ни на Востоке Германии. На Востоке таковой ее считают 28 % респондентов, на Западе – 42 %.
Социальные закладки