Часть. 5 Очертания Реформы
Дается анализ предоставленной г-жой Сэнфорд информации о направлениях реформы. Во втором разделе части дается информация о спонсорах и исполнителях реформы
В интервью «Газете 2000» как довод необходимости реформ г-жа Сэнфорд упоминает высокий уровень рецидива – «…Сегодня в стране среди обитателей воспитательных колоний более 60% составляют те, кто повторно совершил преступление до окончания испытательного срока. Все это подтверждает: особенно важное направление работы – профилактика правонарушений среди детей и подростков…».
Далее г-жа Сэнфорд сетует на неэффективность действующих в Украине госорганов – «…Хотя в стране есть соответствующие законодательные акты и госструктуры, но, возможно вследствие обилия вовлеченных в решение этой задачи ведомств и органов с недостаточно продуманными функциями, а также из-за отсутствия конкретных программ работы с теми, кто совершил правонарушения, система профилактики недостаточно эффективна». «…Изучив ситуацию, мы пришли к выводу, что в вашей стране госструктур и организаций, работающих с несовершеннолетними правонарушителями, хватает, однако между ними нет должного взаимодействия».
Как выход г-жа Сэнфорд предлагает «… улучшить то, что уже существует: разработать целостную систему работы с нарушившими закон детьми, оставить после себя модели, которые будут реализовываться действующими национальными структурами».
Судя по информации статьи «целостная система» на региональном уровне будет заключаться во взаимодействии – Уголовно-исправительной инспекции (УИИ), Уголовной милиции по делам детей (УМДД), областных, городских, районных центров социальных служб для семьи детей и молодежи, которые подчинены Министерству социальной политики Украины. При центрах социальных служб планируется создать новую структуру – «Центр посещения для детей и молодежи, конфликтующих с законом».
В правоприменительной сфере обеспечивать стройное функционирование системы призваны суды. Партнером украино-канадского проекта UJJRP является Верховный Суд Украины при котором создана рабочая группа, разрабатывающая как рекомендации судьям, так и предложения об изменении законодательства на предмет соответствия Конвенции ООН о правах ребенка.
Г-жа Сэнфорд в интервью упоминает что «… в нашу задачу входит разработка механизма взаимодействия между УМДД и школами. Предполагается, что сотрудники милиции будут посещать школы, сотрудничать с их руководством и поддерживать отношения с детьми, родителями».
Со своей стороны, оценивая размах запланированных реформ, обращает на себя внимание несоответствие запланированного масштаба изменений существующему масштабу задекларированной проблемы детской преступности.
Так согласно публикации «Газеты 2000» ежегодно в конфликт с законом вступает около 22 тыс. граждан, не достигших 18 лет. Как упоминалось выше, к уголовной ответственности в Украине привлекаются ежегодно около 10 тыс. юношей и девушек, из которых реально попадают за решетку менее 1000 и, как правило, за повторное совершение преступления. Таким образом, если верить газете у более половины юношей и девушек конфликт с законом состоит в совершении административных правонарушений.
При этом по данным Госкомстата Украины количество учащихся школ в Украине в учебном году 2012/2013 составила 4222000 чел.. Всего молодежи от 0 до 17 лет в Украине по состоянию на 2012 год - 7971600. Количество средних учебных заведений в Украине в 2013 году составляет 19700 [23].
Исходя из приведенных выше цифр, доля правонарушителей к общему количеству школьников составляет примерно 0,5%, а доля реально попавших в исправительные учреждения и того меньше – 0,02%.
Можно предположить, что количество чиновников, вовлекаемых в создающуюся «целостную систему» по борьбе с детской преступностью будет значительно превосходить количество малолетних заключенных, ведь судя по всему «профилактически работать» предполагается со всеми детьми, а не только с преступившими закон.
Исходя из поставленных целей не может не вызывать изумление и методологическая узость реформаторов – бороться с детской преступностью и профилактировать её предполагается исключительно путем наращивания чиновничьего аппарата, улучшения координации в разных его частях, расширения компетенции и влияния государственных органов пусть и со смягчением наказания малолетних преступников. По нашему мнению это означает борьбу с последствиями, а не с причиной детской преступности.
Считаем, что несоответствию целей и мероприятий реформы есть более логическое объяснение, изложенное в следующем разделе.
5.2. Спонсоры и Исполнители реформы
Разбираясь в том, соответствует ли содержание реформы её задекларированным целям, обратимся к канадским исполнителям реформы. Из интервью г-жи Сэнфорд понять кто конкретно является исполнителем проекта невозможно. Упоминается лишь, что проект осуществляется при финансовой поддержке правительства Канады. Эта информация является не полной и не вполне точной.
Итак, согласно информации сайта
http://youthjustice.org.ua проект «Реформирование системы ювенальной юстиции в Украине» (UJJRP) исполняется компанией Агритим Канада Консалтинг Лтд. (Agriteam Canada Consulting Ltd.) в сотрудничестве с Министерством Генерального солиситора и общественной безопасности Правительства провинции Альберта при финансовой поддержке Канадского агентства международного развития.
Исполнитель - «Агритим Канада Консалтинг Лтд.» была создана в 1986 году Робертом Френсисом (Robert (Bob) Francis) в городе Калгари (Альберта, Канада) и является частной компанией. Г-н Фрэнсис имеет степени бакалавра сельского хозяйства и биологии животных (University of Calgary) и магистра естественных наук, закончил аспирантуру Школы сельского хозяйства Университета Ноттингем (Великобритания).
Судя по всему, «Агритим Канада» длительное время специализировалась исключительно в сфере сельского хозяйства и животноводства (свиноводства). Роберт Френсис участвовал в канадско-китайских проектах реформирования сельского хозяйства КНР.
Специализация фирмы видна также из её названия, которое состоит из двух частей Agri[culture] - сельское хозяйство и team – команда. Заглавную часть названия фирмы можно перевести как «Сельхозкоманда» или «Агрокоманда».
В настоящее время сферы деятельности «Агритим Канада» значительно расширились. «Агритим Канада» позиционирует себя фирмой по управлению проектами изменений и реформ в «развивающихся и переходных странах-партнерах». Когда произошло расширение спектра услуг фирмы достоверно не известно. Возможно, это произошло во второй половине 2000-х. В сети Интернет есть информация о существенной реконструкции сайта «Агритим Канада» в 2008 году из-за того, что сайт фирмы «был устаревшим, не отображался в поисковых системах и вводил в заблуждение пользователей, желающих найти ключевую информацию» [37].
Сферами, в которых «Агритим Канада» помогает «странам-партнерам», являются достаточно обширными и охватывают здравоохранение, народонаселение, гендерное равенство, образование, сельское хозяйство, государственное управление, правовую и судебную системы, окружающую среду и другие.
Согласно информации сайта фирмы с момента образования «Агритим Канада» уже реализовала более 170 проектов по всему миру.
Около 200 сотрудников «Агритим Канада» работает в офисах фирмы, расположенных в 14 городах стран Азии, Африки и Латинской Америки. Финансируют деятельность «Агритим Канада» ряд организаций, среди которых Канадское агентство международного развития (CIDA), Всемирный банк, Азиатский банк развития, Межамериканский банк развития и Организация Объединенных Наций [24].
«Агритим Канада» для реализации проектов сотрудничает с многочисленными университетами и колледжами Канады. Возможно, что это сотрудничество и было причиной привлечения работника Ассоциации университетов и колледжей Канады Тани Сэнфорд Аммар к участию в руководстве проекта.
Проект «Реформа ювенальной юстиции» (№ Z020624-002) проводимый в Украине имеет бюджет 6 661 799,00 долл.США и рассчитан на период с 08.01.2010г. по 30.09.2014г.. В разделе отчета «Достижения и результаты» проекта отмечено, что по инициативе заинтересованных сторон Правительство Украины одобрило два ключевых политических документа, которые служат основой для развития ювенальной юстиции (YJ). По всей видимости имеются ввиду – Указ Президента Украины №597/2011 от 24.05.2011г. «О концепции развития уголовной юстиции относительно несовершеннолетних» и Распоряжение Кабинета Министров Украины №1039-р от 12.10.2011г. «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции развития уголовной юстиции относительно несовершеннолетних».
Роль регионального органа власти Канады - Министерства Генерального солиситора и общественной безопасности Правительства провинции Альберта в соисполнении проекта UJJRP не является ясной исходя из имеющихся в доступе документов. В одном из мероприятий, организованных «Агритим Канада» совместно с Высшим специализированным судом Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел принимал участие чиновник правительства провинции Альберта [29]. В другом, аналогичном по содержанию, чиновник из другой провинции Канады - Онтарио [30].
Создается такое впечатление, что задекларированное привлечение к соисполнению проекта органов канадской провинции Альберта призвано закамуфлировать негосударственный статус основного исполнителя - «Агритим Канада».
Заказчик - Канадское агентство международного развития (Canadian International Development Agency - CIDA). Агентство было создано в 1968 году и основной его задачей является администрирование программ иностранной помощи в развивающихся странах. Эти программы CIDA может реализовывать как самостоятельно, так и при участии других канадских и международных организаций. CIDA подотчетна парламенту Канады. С марта 2013 года CIDA включена в структуру Министерства иностранных дел, торговли и развития Канады.
Согласно информации с сайта CIDA исключительно в Украине при поддержке Агентства начиная с 2004 года было реализовано и реализуется 36 проектов с общей сумой финансирования, превышающей 150 млн. долл.США [25]. Помимо ювенальной юстиции сферы реализации проектов в Украине являются разнообразными и включают в себя такие как – создание большей свободы для СМИ, поддержка избирательной системы, реформирование системы лабораторий по проверке качества зерна, развитие аграрного сектора в т.ч. системы страхования в сельском хозяйстве, реформирование судебной системы, обучение чиновников местного самоуправления, мониторинг банковской системы и повышение потенциала Национального банка Украины, повышение потенциала Государственной таможенной службы, борьба с коррупцией, интеграция Украины в систему международной торговли, инклюзивное образование для детей с ограниченными потребностями, применение в государственном управлении информационных систем и т.д.[25]. Зачастую декларируемые цели проектов параллельно включают также вопросы «гендерного равноправия».
Приоритетом Министерства иностранных дел, торговли и развития Канады, (составной частью которого является CIDA) на 2013-2014г.г. определено, среди прочего –
«Обеспечение будущего молодежи в развивающихся странах»(!). Раздел приоритетов Министерства «Безопасное и надежное будущее для детей и молодежи» предполагает -
• Укрепление и выполнение программ по лучшей защите «прав человека» для детей и молодежи, особенно девочек, которые подвергаются повышенному риску насилия, эксплуатации и жестокого обращения;
• Предпринятие мер для того, чтобы школы являлись безопасными и свободными от насилия, жестокого обращения и имели дружественную для детей среду обучения;
• Помощь молодежи группы риска в поиске альтернативы насилию и преступности, становлении ею положительными и продуктивными членами общества [26].
Исходя из всего вышеизложенного, права детей и молодежи Украины, обучающий и воспитательный процессы в школах Украины, как «развивающейся страны», являются сферой непосредственных интересов Канады в лице органа власти этого государства - Министерства иностранных дел, торговли и развития Канады.
Упомянутые г-жой Сэнфорд мероприятия по проведению ювенальной реформы четко укладываются и корреспондируются с приоритетами спонсора и заказчика реформы – CIDA.
В этой связи есть все основания полагать, что продвигаемые в Украине реформы не ограничиваются только сферой уголовной юстиции, а так или иначе подразумевают создание системы ювенальной юстиции в широком смысле этого понятия, охватывающей области «выживания, развития и защиты прав и интересов молодого поколения»(Н.Крестовская).
Выводы о том, что реформа уголовного правосудия для детей является лишь начальным этапом реформы ювенальной юстиции находят своё подтверждение в истории аналогичных реформ в других странах. Например, реформа уголовного правосудия для молодежи в США была начата в 1974 году с принятием профильного закона. В рамках реформы были созданы специализированные правоприменительные органы (суды, прокуратуры и т.д.) для несовершеннолетних преступников. С принятием Конвенции ООН «О правах ребенка» действующая в США система молодежного правосудия в 1990г. была модернизирована для противодействия «жестокому обращению с детьми».
Будучи лидером реформ в области юношеского правосудия США остаются мировым лидером (в абсолютных и относительных показателях) по количеству подростков, пребывающих за решеткой. По состоянию на 2002 год приблизительно 126000 молодых людей пребывало только в специализированных местах заключения для молодежи. В 2006 г. ограничено свободу 500000 подростков. Статистика молодежной преступности США не учитывает подростков, правоприменение в отношении которых проводится по «взрослым правовым лекалам». В 2003 году в США были арестованы 2,2 млн. лиц до 18 лет, по подозрению в совершении уголовных преступлений связанных с кражами, нарушениями общественного порядка, наркотиками [34, 35].
Часть 6. Субъектность Украины в реформе
В интервью «Газете 2000» г-жа Сэнфорд сообщает: «Не будь мы ограничены во времени и финансах, выбрали бы кардинальный подход: реформировать соответствующее законодательство. Но поскольку такой возможности у нас нет, остается улучшить то, что уже существует: разработать целостную систему работы с нарушившими закон детьми и оставить после себя модели, которые будут реализовываться действующими национальными структурами» [1].
Обращает на себя внимание, что г-жа Сэнфорд говорит о своей деятельности, как о деятельности субъекта, рассматривая украинскую систему юстиции, как объект своего воздействия.
6.1. Юридическая сторона реализации Проекта UJJRP
Согласно информации сайта
http://youthjustice.org.ua главными партнерами проекта UJJRP со стороны Украины являются Министерство юстиции Украины и Верховный Суд Украины. На сайте проекта отсутствует информация о том, на основании какого документа (договора, соглашения) осуществляется взаимодействие между органами исполнительной власти Украины и «Агритим Канада Консалтинг Лтд.». Правовая подоплёка сотрудничества украинских государственных и муниципальных органов с иностранными организациями и компаниями по вопросам реформирования системы правосудия является неясной.
Фактическим началом реализации Проекта является издание Министром юстиции 16.03.2010г. Приказа №198/7 от 16.03.2010г. о создании рабочей группы по разработке проекта Концепции развития ювенальной юстиции в Украине. В марте 2010 года состоялось первое заседание рабочей группы на котором г-жа Сэнфорд (представлена как «советник по вопросам подросткового правосудия») презентовала основные компоненты и стратегические подходы реализации Проекта UJJRP.
Формально Проект стартовал чуть позже - 31.03.2010г., когда под председательством заместителя Министра юстиции Украины Валерии Лутковской и Председателя отдела технической помощи Посольства Канады в Украине Кати Чаба состоялось заседание Руководящего совета Проекта. В заседании приняли участие представители Верховного Суда Украины, Министерства юстиции Украины и компании «Агритим Канада». На заседании были утвержден план реализации Проекта. Сразу же после заседания Руководящего совета Проекта 31.03.2010г. в Посольстве Канады в Украине состоялся официальный приём в честь начала реализации Проекта UJJRP, в котором приняли участие представители более 25 государственных и негосударственных учреждений, посольств и стран-доноров (Информационный бюллетень №1 проекта UJJRP/июнь 2010).
Спустя два года после начала реализации проекта «Агритим Канада Консалтинг Лтд.» подписала соглашения о партнёрстве с Высшим специализированным судом Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел (12.12.2012г.) и Верховным судом Украины (19.12.2012г.) [27, 28]. Тексты соглашений не обнародованы.
Соглашения со стороны судов подписали их руководители – Председатель Верховного Суда Украины Петр Пилипчук и и.о.Председателя Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел Станислав Мищенко. Со стороны «Агритим Канада Консалтинг Лтд.» соглашения подписаны представителем г-жой Сэнфорд – руководителем проекта, не являющейся руководителем Компании.
При подписании вышеуказанных соглашений присутствовали Посол Канады в Украине Трой Лулашник и руководитель отдела технического сотрудничества CIDA Стивен Поттер.
Г-жа Сэнфорд пояснила, что заключенные соглашения формализуют сотрудничество с судьями высших судебных инстанций Украины касательно разработки рекомендаций для судей относительно судебного процесса и назначения наказаний несовершеннолетним правонарушителям, усовершенствования действующей судебной практики, что включает в себя также проведение обучения судей в этой отрасли [27, 28].
В свою очередь законность соглашений, заключаемых высшими судебными инстанциями Украины с иностранным юридическим лицом частного права, в которых суды берут на себя те или иные обязанности в части своих должностных полномочий является черезвычайно сомнительной.
Статьи 5, 6 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» N2453-VI от 07.07.2010г. прямо запрещают какое-либо влияние сторонних лиц на процесс правосудия в Украине. Заключение судами Украины соглашений с частными компаниями о сотрудничестве в сфере правосудия законодательство Украины не предусматривает, полномочия руководителей судов на подписание таких соглашений в законах Украины отсутствуют.
Процесс подписания соглашений частной канадской фирмы с органами власти Украины продолжается. Из сообщения сайта МВД Украины 02.08.2013г. – «На Ивано-Франковщине состоялось подписание Соглашения о партнерстве с канадской организацией «Агритим Канада Консалтинг Лтд» по реализации пилотного проекта в Ивано-Франковске «Реформирование системы уголовной юстиции относительно несовершеннолетних в Украине».
Свои подписи под документом поставили начальник УМВД Украины в Ивано-Франковской области генерал-майор милиции Олег Сало и директор проекта Таня Сэнфорд Аммар. Присутствовавший при этом начальник управления криминальной милиции по делам детей МВД Украины полковник милиции Алексей Лазаренко отметил, что Ивано-Франковск, как пилотный регион, начинает совершенно новую форму работы, которой в Украине еще не было…» [38].
Социальные закладки