Проблемы идентичности русских и зачем нужен Институт этнологии и антропологии РАН
Вчера в РИА “Новости” прошел круглый стол, посвященный самоидентификации русского народа. Как оказалось, ни в прежние века, ни теперь практически ни один русский на вопрос “Кто ты?” не отвечает: “Я – русский”. Это, по мнению ученых, связано со скромностью. “Пусть великим русским народом нас считают другие, самим себя так называть негоже”, – говорили на Руси.
Сыграло роль также и то, что в переписях и документах царской России было запрещено указывать национальность, писали: православный. Это, по мнению ученых, и есть истинно имперский подход. Однако, невзирая на это, большинство представителей других национальностей, проживавших в царской империи, на вопрос “Кто ты?” отвечают: “Я – чеченец”, “Я – татарин” и так далее. И только русский пишет: “Я – бухгалтер”, “Я – инженер” и прочее. То есть национальная самоидентификация не стоит у русских на первом месте.
Обсуждение русского вопроса на круглом столе чуть не переросло в драку. Активный мужчина из зала кричал, что русские – это четыре составляющие: собственно русские, украинцы, белорусы и даже казахи. Один из участников круглого стола категорически возражал, указывая, что это четыре разные национальности, невзирая на Киевскую Русь.
- Ничего ты не знаешь! Академик! Тьфу! – кипятился активный мужчина. Тем временем представитель Института этнологии и антропологии РАН Василий Тишков пытался защитить честь академии, доказывая, что в РАН существует очень много интересных исследований о русских, просто они не попадают к широкой публике – академики печатают их тиражом 100 экземпляров и дарят своим коллегам-академикам. Затем Василий Тишков высказал, действительно, неоднозначную теорию: по его словам, русских как общности нет вообще. Возьмите русских из Архангельской области, из Ставропольского края и с Камчатки, к примеру, и вы получите три совершенно разных “народа”, общим у которых будет только язык, и, если они верующие, то православие.
“Я воспринимаю это как плюс. Русский народ не является гомогенным, он очень разнообразен. Образованному русскому проще найти язык с образованным чеченцем или с татарином, чем с русским не из своей среды”, – заметил Василий Тишков. Однако другие ученые такой постановкой вопроса оказались недовольны. По их словам, “русских долго разъединяли, уже пора объединять”, “происходит распад культурного кода” и так далее.
Социальные закладки