Возвращаясь недавно из Паланги, завернули в попутную деревеньку к дальнему родственнику жены сына.
Пятрас – крепкий крестьянин, по советской старинке его можно было бы назвать кулаком в хорошем смысле слова – полдюжины коров, с десяток свиней, приличное стадо птицы, на опушке пасека, под навесом малая агротехника.
У него мы обычно запасались парным молоком и свежей, густой как масло, ароматной сметаной - в магазинах такой сроду не сыщешь.
На сей раз хозяин развёл свои узловатые руки – не обессудьте, мол, молоком ещё могу угостить, а вот сметаны нет.
Почему? Да потому, что из всего стада осталось всего две коровы, да и то одна молодая, не раздоенная. Так что сметаны и себе не хватает.
А на вопрос, куда делись бурёнки, вздохнул: сдал на мясокомбинат, потому что держать их теперь себе в убыток: топливо дорожает с каждым месяцем, да и комбикорма дешевле не становятся.
В этом примере, как в капле воды Мировой океан, отразилась суровая реальность литовского сельского хозяйства.
Были времена, когда местные ура-патриоты с гордость били себя в грудь: да мы Советский Союз кормим!
Ну, конечно же, не всю страну, но в столицы, действительно, отправлялись отсюда вагоны, гружёные и мясом, и сырами, и прочими дарами плодородной прибалтийской земли.
Нет-нет, и сегодня вильнюсцы или каунасцы не могут пожаловаться на скудный выбор мяса и изделий из него, в достатке и говядины, и свинины, курятины и индюшатины, но...
И тут следует остановиться и задаться вопросом – откуда это изобилие?
Как ни прискорбно, значительная часть из-за рубежа.
Точнее, из-за западного.
Как ни удивительно, но из экспортёра животного белка балтийская сестра, которая раньше по праву гордилась своим развитым животноводством, превратилась в ее импортёра.
Хотя, надо отдать должное производителям, долгосрочные контракты на поставку мясомолочной продукции, в частности, в Россию, выполняются, в основном, аккуратно.
На восток везти выгодно, ну, а нехватку на местном рынке восполняют импортом. Таковы законы конъюнктуры.
Рядовой потребитель (а кто из нас может обойтись без сочного бифштекса или поджаренного лангета на косточке?) может почесать затылок: зачем же мы вывозим так много доброго, выращенного на натуральных отечественных кормах продукта и почему вместо него везём напичканное всякими искусственными добавками мясное сырьё из Евросоюза и прочих западных стран?
И почему столь велики масштабы экспорта и нельзя ли сделать так, чтобы хватало и дома, и на заграницу? Экономисты отвечают: конечно, можно, и тех объёмов производства мяса, которые были в Литве два десятка лет назад, хватило бы с лихвой, но дело в том, что те времена остались в другой эпохе и, сдаётся, не достижимы в этой.
Вступление в Евросоюз, где сельское хозяйство достигло фантастической производительности и где платят деньги не за то, что выращиваешь, а за то, что держишь земли и коровники пустыми, практически основательно подорвало отечественное сельское хозяйство.
О глубине пропасти, в которое скатилось отечественное животноводство, говорит только одна цифра: поголовье крупного рогатого скота сократилось ровно в два раза.
Из почти четырехсот переработчиков мяса прекратили свою деятельность более половины.
Процесс набирает ход: за прошлый год, кстати, вполне благополучный по урожайности, погодным условиям, как сообщает одна из ведущих газет «Lietuvos rytas», развалилось без малого 35 мелких фермерских молочных хозяйств.
И, что не менее удивительно, молочные комбинаты, собирающие продукцию у населения, этого почти не почувствовали, потому что в последнее время фермеры резко сократили поголовье и обеспечивают молоком только себя. Как у Пятраса - одна-две бурёнки, никакого товарного выхода. По производству молока и мяса независимая Литва далека от показателей двадцатилетней давности. Многие мясо-и молококомбинаты позакрывались, а многие с трудом держатся на плаву.
NewsBalt.
2012 г
Социальные закладки