Показать скрытый текст яд национальной непогрешимости
Так вышло, что в основу украинской истории была положена концепция непогрешимой нации, которая всегда была или абсолютно права, или уж точно «правее», чем соседи. А значит, нам постоянно приходится перевирать собственную коллективную биографию, доказывая всему миру и себе, что украинцы всегда были либо отважными героями, либо невинными жертвами.
Взять, к примеру, тех же полицаев. Они плохи с любой точки зрения и оправдания им нет – чего обижаться, если в каком-нибудь фильме появится такой персонаж? Но если уж мы – непогрешимая нация, то сам факт существования украинских полицаев для нас невыносим! Поэтому мы будем изо всех сил скандалить, обижаться и добиваться опровержения – лишь бы не пострадало наше самолюбие.
Точно так же мы не в силах признать, что реализовывали программу Голодомора 1932-1933 гг. в основном свои же – односельчане-комсомольцы, люмпены, карьеристы. Для нашего национального самолюбия это непосильная ноша, поэтому нам так дорог миф о заезжих москалях и жидах, отнимавших у украинцев хлеб.
А раз есть «преступные москали», то приходится всячески замалчивать своё участие (иногда весьма выгодное) в затеях этих самых «москалей» - и я не я, и хата не моя… Поэтому «буксует» и наше примирение с поляками насчёт резни на Волыни. То мы не в силах признать свои грехи, то поляки, которые точно так же мнят себя праведниками. А ведь было бы неплохо примириться и с остальными соседями, которые точно так же, как и мы, не желают признавать свои ошибки…
Идея собственной национальной непогрешимости вредит, прежде всего, самой нации. Раз мы всегда были правы, значит, неправыми на наш счёт всегда были другие: «ляхи», «москали», «жиды» и т.д. Отсюда дурацкий, но очень соблазнительный вывод: во-первых, они – наши исторические враги, а во-вторых, у нас есть моральное право на ответный ход. Несмотря на то, что наши страны де-факто уже населены другими людьми, войны окончены, и соглашения о мире подписаны, мы с огромным энтузиазмом продолжаем «довоёвывать» - с поляками и русскими, с большевиками и «антисоветчиками», наконец, друг с другом. Причём в стремлении осадить «врагов» мы сами ничтоже сумняшеся берём на вооружение их методы. Вспомнить хотя бы инцидент с телеведущим Ургантом, который пошутил о порубленных украинских крестьянах. Да, шутка вышла глупой и оскорбительной, но волна праведного возмущения родила ответные – не менее оскорбительные – шуточки об армянах и евреях.
Социальные закладки