Показать скрытый текст Через месяца три после разговора со священником о свидетелях Иеговы они постучали в дверь дома родителей Сезара Мансанареса
Через месяца три после разговора со священником о свидетелях Иеговы они постучали в дверь дома родителей Сезара Мансанареса. После того как мать открыла дверь и обменялась с ними несколькими словами, два молодых приверженца культа были готовы идти дальше, но к ним проявил интерес Сезар. Мать ушла, а он продолжил разговор, который длился два часа.
Темами беседы были такие: правильно ли учение о Святой Троице; Бог ли Христос; можно ли делать переливание крови; когда наступит конец света; и достоверна ли Библия. В конце беседы представлению, которое создалось у Сезара о свидетелях Иеговы после его разговора с Сантосом, был нанесен значительный удар.
Однако этим дело не кончилось. Представители культа пришли снова через неделю. На этот раз беседа началась с их тогдашнего учения, что "конец" света должен наступить в 1975 году. На вопрос, в каком месяце наступит конец, один из иеговистов ответил, что это, несомненно, будет осенью, потому что Адам был сотворен осенью. А дня и часа никто не знает. "В конце концов, и Сын, Который менее Отца, не знает ни дня, ни часа. Мы также этого не знаем" - заявил один из них. Уверенность свидетелей Иеговы в то время относилась, в общем, к осени 1975 года, а не к точному дню или часу, когда это должно было произойти. На молодого Сезара Мансанареса эта уверенность произвела большое впечатление.
Посещения свидетелей Иеговы продолжались. Тем временем Сезар продолжал учиться в колледже, и его интересовало, смогут ли его священникипреподаватели ответить на вопросы об учении свидетелей Иеговы. Две попытки получить ответ от священников не дали удовлетворительных результатов. По сути, священники отмахивались, советуя "забыть эти глу-пости". Такое отношение побудило Сезара ещё больше расположиться к свидетелям Иеговы. Он ещё усерднее стал прислушиваться к их ответам и читать их литературу.
Несмотря на то, что некоторые пункты их учения казались странными, он, под руководством новых друзей, начал изучать книгу "Истина, которая приводит в жизнь вечную". А этот шаг, наконец, привел его к принятию учения Общества Сторожевой Башни. Сезар Мансанарес так говорит о методе привлечения людей в этот культ:
Лично я считаю, что их литература для них - основной метод приобретения новых членов. Это не изучение Библии, как они утверждают, но, скорее, изучение какой-либо из книг. Хотя они порой и выражают готовность "изучать Библию по темам", их терпение всегда ограничено; рано или поздно они начинают пытаться заставить своего подопечного перейти к изучению их собственной литературы, угрожая в противном случае прекратить свои посещения, тогда как конец так близок. В двух случаях из трех такая тактика приносит успех, как это было и со мной. В третьем случае человек распознает наглый шантаж и прекращает отношения.
Несомненно, что попав в сети их литературы, очень трудно бывает снова вырваться на свободу, и некоторым это никогда не удается.
В дальнейшем, присоединение к культу иеговистов и активное участие в хождении от дома к другому с целью распространения их учения произошли без проблем. Сезар делал всё, что ожидалось от усердного свидетеля Иеговы. Его родители и члены семьи, хотя не соглашались с его новыми убеждениями, однако особенно не притесняли его за это. Сезар описывает, как, несмотря на много занятий в школе и подготовку к учебе в университете, он ходил от дома к дому по двадцать-тридцать часов в неделю с литературой культа, а иногда и больше. Он описывает также, как Сторожевая Башня получает хорошую прибыль в связи с тем, что рядовые иеговисты должны покупать журналы и книги, независимо от того, смогут они продать литературу внешним людям, или просто раздадут.
Интересно, что несмотря на очевидность несостоявшегося предсказания о конце света осенью 1975 года, Сезар не оставил культ. Летом того года, с 7 по 10 августа, он присутствовал на первой национальной ассамблее свидетелей Иеговы в Испании, которая состоялась во Дворце спорта в Барселоне. Руководители культа провозглашали близкий конец света и побуждали своих последователей гордиться тем, что только они возвещают истину. Сезар пишет:
Эта типичная гордыня считать себя единственно истинной религией оставалась в целости, но вместо угрозы инквизиции или преследований, которым подверглись в Испании религиозные диссиденты, налицо была угроза того, что скоро Бог Иегова повергнет в Армагеддоне всех тех, кто не принадлежит к организации свидетелей Иеговы.
Я признаю, что испытывал эту гордыню. Быть "свидетелем Иеговы" порождало во мне чувство превосходства. Всего лишь через несколько месяцев (ибо осень 1975 была недалеко) Бог разрушит существующий порядок, и в то время как большая часть человечества будет уничтожена, я вместе с другими "свидетелями Иеговы" перейду в новый порядок. В то время как все человечество погрязло во грехе, мы шли от дверей к дверям, чтобы возвестить людям об участи, которая их ожидала. Пока тем летом люди шли на пляжи, мы собирались, ожидая этого нового порядка, который вознаградит все наши жертвы. Даже и эта ассамблея была жертвой. Все ее участники были добровольцы, не получавшие никакого вознаграждения от "свидетелей Иеговы".
Мы ели, стоя, ибо Сторожевая Башня не собиралась тратить ни одного цента на покупку стульев. Мы принимали пищу прямо в зале собраний, чтобы не прерывать проповедей Царства. Мы плохо спали и были вынуждены приходить пораньше, чтобы найти сидячие места. Мы приехали сюда, заплатив обычную цену, в ужасном поезде, нанятом Сторожевой Башней для ассамблеи, но мы делали все это с удовольствием.
Таковы были чувства рядовых свидетелей Иеговы. Вожди культа намеренно ввели их в возбужденное состояние. В то же самое время они готовились к тому, чтобы не потерять лицо, если предсказанное событие не исполнится. Сезар продолжает:
По мере приближения осени 1975 года энтузиазм большинства "свидетелей Иеговы" возрастал в предвкушении тысячелетнего царства. Казалось, что оно находится уже на расстоянии протянутой руки. И, однако, начиная с этой самой ассамблеи, с кафедр Залов Царства начали говорить, что если даже в 1975 году конец не наступит и ничего не произойдет, то беспокоиться и огорчаться нечего. В конечном счете, нужно хранить верность организации свидетелей Иеговы, и это самое главное. Само собой разумеется, что осень наступила и прошла, как и весь 1975 год, но конец так и не состоялся.
На такой исход ожиданий свидетели Иеговы прореагировали по-разному. Одни сразу поняли обман и оставили Сторожевую Башню; другие пришли к такому понятию постепенно и тоже покинули её; третьи поддержали официальную версию вождей культа, что Сторожевая Башня никогда официально не провозглашала наступление конца света в 1975 году; а четвертые, в числе которых был Сезар Мансанарес, решили, что сама дата 1975 года не имеет большого значения, потому что рано или поздно придет конец. Последние говорили, что не нужно вредить репутации такой хорошей организации, как Общество Сторожевой Башни. А что касается 1975 года, лучше об этом не вспоминать. Поэтому Сезар Мансанарес без проблем оставался в культе и продолжал деятельность. Однако уже в следующем году Господь впервые показал ему, что он находится на ложном пути.
Неожиданное первое поражение
Когда свидетели Иеговы посещают людей, они обычно чувствуют себя уверенными в том, что если не сразу, то постепенно докажут собеседникам правоту своего учения. Так чувствовал и Сезар Мансанарес, когда он и трое единоверцев-иеговистов отправились на беседу с одной протестанткой и ее пастором в городе Энтревиас в начале 1976 года. Одним из шедших с ним был старейшина общины культа в городе Паломарес.
Как обычно, Сезар и его друзья взяли с собой достаточное количество журналов и книг Общества Сторожевой Башни. Кроме того, Сезар взял с собой Новый Завет на греческом языке, который он начал изучать в университете. Несмотря на предстоящую встречу не просто с кем-то, а с пастором протестантской церкви, они думали, что если даже будут затруднения, их победа - только дело времени.
Но дело оказалось не так. Испробовав все свои приемы в течении первых двадцати минут беседы, Сезар и его коллеги увидели, что им не удалось ввести пастора в замешательство. В результате этого пришедший с ними старейшина встал и с гневом ушел. Он понял, что успеха не будет, и поэтому удалился. Но Сезар и два других иеговиста этого не поняли и остались, думая, что смогут доказать пастору свою правоту.
Дискуссия продолжилась и коснулась темы, кто есть Христос. Как правило свидетели Иеговы считают себя экспертами по этому вопросу и уверены, что могут доказать, что Христос не такой Бог, как Бог Отец.
Поэтому Сезар и его друзья подумали, что теперь-то они загонят пастора в тупик. На их вопрос, Бог ли Христос, пастор ответил утвердительно и пояснил, что это действительно так, потому что по Библии Христос есть Творец вселенной.
Не соглашаясь, Сезар возразил, что Христос творец лишь в косвенном смысле, а не в прямом. На самом же деле Иегова создал мир, только посредством Христа. Однако пастор не принял его возражение, указав, что, согласно Библии, есть только один Творец Бог. Стараясь доказать пастору свою правоту, Сезар привел в пример генерала, воевавшего против города и взявшего его. Этот генерал может заявить, что он взял город. Но, может ли он сказать, что сделал это без участия офицеров и солдат? Так и в вопросе создания вселенной, продолжал настаивать Сезар, она была создана Иеговой, но, конечно, посредством Иисуса Христа.
Заявив это с уверенностью, Сезар решил, что вопрос исчерпан и пастору больше нечего сказать. Но, к его удивлению, пастор продолжил: "Да, аргумент хорош, но знаете ли вы хотя бы одного генерала, который бы утверждал, что он взял город сам, один, без чьей-либо помощи?" Сезар подумал, что в действительности нет такого генерала, который мог бы так сказать. Пока он размышлял об этом и недоумевал, что бы мог обозначать этот вопрос, пастор предложил ему прочитать два стиха из книги пророка Исаии. Первым был 8-ой стих из 45-й главы, где сказано: "Кропите небеса, свыше, и облака да проливают правду; да раскроется земля и приносит спасение, и да произрастет вместе правда. Я, Господь, творю это". Вторым был стих 13-й из 48-ой главы: "Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса". (В этом и других стихах Ветхого Завета имя Господь в еврейском оригинале - Иегова, примечание Н.П.) Поэтому, сказал пастор в заключение, если в одном месте Св. Писания сказано, что Иегова создал всё Сам, а в другом, что всё создал Христос, то Христос - это Иегова.
Аргумент пастора показался Сезару неопровержимым. Но, не желая признать поражение, он перешел к другой излюбленной теме свидетелей Иеговы. Он сказал, что пастор верит в существование только одного Бога, а Библия говорит, что есть много богов. Иисус Христос лишь один из них, как впрочем, и сатана, согласно 2 Кор. 4:4. Но пастора, хорошо знавшего Библию, было невозможно отразить. Он предложил Сезару прочитать стих 6 из 44-ой главы книги прпорока Исаии, где написано: "Так говорит Господь (Иегова), Царь Израиля, и Искупитель его, Господь (Иегова) Саваоф: Я первый и последний, и кроме Меня нет Бога". Затем пастор добавил: "Итак, очевидно, что нет других богов, не так ли?" Однако Сезар не сдавался. Он возразил, что Бог един лишь в абсолютном смысле. Это - Бог с большой буквы. Однако есть множество богов с маленькой буквы, т.е. сотворенные боги. Христос и диавол были когда-то сотворены и поэтому они - боги с маленькой буквы.
Выслушав это, пастор снова задал вопрос, на который Сезар мог только ответить утвердительно, но который вел к ещё худшим последствиям для Сезара и его коллег. На вопрос, считает ли Сезар, что все созданные боги появились после Иеговы (Который не имеет начала), Сезар ответил утвердительно и заявил, что в начале всего Иегова создал Сына, а потом создал другие существа, среди которых некоторые - боги.
Тогда пастор предложил Сезару прочитать 10-й стих 43-й главы книги пророка Исаии, где сказано: "А Мои свидетели, говорит Господь (Иегова), вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога, и после Меня не будет".
Затем пастор добавил: "Видите, что Он (т.е. Иегова) хочет сказать? Не было другого бога ни прежде, ни после. Либо Христос есть единый Бог, либо Он не может быть Богом".
Социальные закладки