Конец транзитного счастья
НЕФТЬ
Украине от СССР привалила в наследство южная ветка нефтепровода общей протяженностью магистральной системы 4,5 тыс. км. Ее пропускная способность на входе составляла 120 млн. т в год, а на выходе – 67 млн. т. Статус транзитного магната смутил нестойкий разум керманычей-карманычей, и те захворали «амфибиотропной асфиксией», а по-русски говоря – их стала душить жаба. В 2000 году «руссиянские» нефтетрейдеры обратились к братьям-украинцам с невинной просьбой на 8,5% снизить транспортные тарифы на нефтепроводном ответвлении Великоцк – Луганская – Родионовская протяженностью 300 км, что шло на Новороссийск, дугой пробегая по территории Украины. Тариф $2,35 за тонну был для них великоват. Времена были мерзопакостные для торговли нефтью – стоимость барреля русской смеси Urals тусовалась подле отметки $18 за баррель, потому даже скидка в 20 центов поддерживала портки нефтекоробейникам.
Но в то глухое время, когда в Украине практически вся промышленность валялась в пыли «розбудовы», фундаторы незалежной державы от избытка ума зарывали в землю трубу Одесса - Броды. В планах было осуществить мечту ветхого русофоба Збышека Бжезинского – завернуть потоки энергоносителей из Каспийского бассейна в Европу мимо России, но по степям Украины. Своими 2-мя копейками (Россия экспортировала в то время 280 млн. тонн нефти в год, а маршрут Одесса - Броды грозился откусить аж 9 млн. т) самостийная братва решила подсобить энергетической безопасности евробратьев и одновременно показать козью морду Москве. Денег на прожект, как всегда, было «обмаль», потому и 40 млн. долларов были желанны, как невеста в первую брачную ночь. Киев дал категорический отлуп братьям-славянам.
Те, утершись братской помощью, взяли и через год построили перемычку Суходольная – Родионовская (протяженность — 254 км, пропускная способность – 26 млн. т, стоимость $180 млн,) навеки лишив украинскую загогулину «Дружбы» источника доходов. Данная история не прибавила рассудительности киевским мечтателям, которые продолжали калькулировать не собственную утерянную выгоду, а расходы соседей на обходные маршруты.
....В 2004 году из-за роста мировой конъюнктуры (цены на нефть выросли до $40) произошел всплеск наполняемости транзитного маршрута «Дружбы» – 42,2 млн. т. Это окончательно сорвало крышу у «карманычей», они посчитали, что таки ухватили Бога за бороду, и начали грубо вмешиваться в тонкую материю нефтеотношений. В конце 2007 года следует рейдерский захват Кременчугского НПЗ, совладельцем которого была российская «Татнефть». В ответ на беспредел последовало эмбарго на поставки нефти из РФ на НПЗ. Ситуация до сих пор не отыграна назад.
Одновременно, в результате запуска участка нефтепровода Кременчуг – Одесса в реверсном режиме, прекратились поставки нефти на принадлежащий российскому «ЛУКойлу» Одесский НПЗ. «Все смешалось в доме Облонских». В результате чехарды, устроенной Киевом в угоду определенному частному капиталу, аффилированному с властными структурами, с 2007-го по 2011 г. транспортировка нефти по Приднепровским магистральным нефтепроводам сократилась с 24,7 млн. т до 9,3 млн. т. Транзит же практически обнулился. А нефтепереработку дюжие реформаторы угробили окончательно. Мощности НПЗ Украины по первичной переработке нефти 51 млн. тонн, однако в 2012 году переработано всего 4,3 млн. т.
Естественным ответом московитов на нефтяные метания «Матери городов русских» стало быстрое строительство обходных маршрутов доставки нефти в Европу....
Вместо того, чтобы совместно с РФ и ЕС тянуть новые трубы по кратчайшему расстоянию и нарастить транзит по своей территории ещё на 100 млн. тонн в год, Украина «маэ тэ, що маэ»
ГАЗ
Аналогично складывается ситуация и с транзитом российского газа. Нет смысла подробно останавливаться на этой опере державной, скажем мягко, недальновидности, но несколькими абзацами обрисуем ситуацию. Ещё каких-то четыре года назад «Газпром» через украинскую ГТС ежегодно перегонял на Запад 115 млрд. куб. м природного газа. И это при том, что паспортная выходная мощность трубы равна 175 млрд. кубов (по крайней мере, таковой она была ещё 15 лет назад, но сейчас уже никто не представляет истинный «выхлоп» ГТС). Казалось бы, думай, работай над тем, как совместно с соседом осуществить 100% загрузку народного достояния, а потом подбивай барыши. Но Киев инициировал череду газовых войн с монополистом и в результате нескончаемых газовых «перемог» огреб и европейские цены, и обходные маршруты. Федералы, чтобы не искушать газовую судьбу, решились на грандиозные строительства альтернативных маршрутов доставки углеводородов в Европу. Для друга и семь верст не околица.
Негромким сапом Россия снизила зависимость своего газового экспорта от украинской ГТС с 82% в 2009 году до 55% в IV квартале 2012 года. А с 1 января 2013 года использование ГТС Украины сократилось еще на 18% (по сравнению с последней декадой предыдущего года). К июлю 2013 года Северный поток пройдет тестовый режим и подключится по полной программе – 55 млрд. куб. м в год, а значит, прокачка газа по ГТС снизится до 75 млрд. куб. м. До 60 млрд. кубов в год, при которых ГТС выйдет из режима рентабельности, осталось каких-нибудь 2-3 года. Введение в эксплуатацию только одной из 4-х веток Южного «стрима» (15,75 млрд. куб. м) делает ситуацию с украинской трубой незавидной.
Мудрые руководители страны в 2009 году ответственно обанкротили НАК «Нафтогаз», и с той поры дефицит бюджета госкомпании только рос. По итогам дыра в бюджете «Нафтогаза» разрослась до 2,5% ВВП страны! Теперь активно банкротят всю газотранспортную систему. Каким же недюжинным талантом необходимо обладать, чтобы прогореть на перепродаже и транспортировке российского газа!
http://from-ua.com/eco/fbb3d8d17a9c7.html
Социальные закладки