Показать скрытый текст Разрыв шаблона...галуны отлетают...
Памятники и мемориальные объекты, посвященные русским коллаборационистам
Мемориальный монумент в австрийском городе Линц, посвящен атаманам Краснову, Шкуро, немецкому генералу фон Паннвицу и всем казакам 15-го кавалерийского корпуса СС и членам их семей;
Памятная плита «Воинам Русской Освободительной Армии Власова» в г. Платлинг под Мюнхеном, Германия;
Мемориальный монумент «Воинам Русского Освободительного Движения и чинам РОА», православная часовня-памятник «Воинам Русского Корпуса, воевавшим на Балканах в 1941—1945 гг», г. Ново-Дивеево, предместья Нью-Йорка, США;
Памятник казакам Казачьего Стана — Глендор, Лос-Анджелес, США;
Памятник казакам Казачьего Стана, установлен на Православном Свято-Владимирском кладбище в г. Нью-Джерси, США;
Католический храм Пресвятой Богородицы, посвящен памяти казаков 15-го Кавалерийского Корпуса СС — Северная Италия, поселок Тимау, область Фриули;
Крест-памятник «Воинам Русской Освободительной Армии (РОА)», установлен на Ольшанском кладбище — Прага, Чехия;
Мемориальная плита посвященная фон Паннвицу, А. Г. Шкуро, П. Н. Краснову, Султан-Келеч-Гирею, Т. Н. Доманову и др. — «Воинам русского общевоинского союза, русского корпуса, казачьего стана, казакам 15 кавалерийского корпуса СС, павшим за веру и отечество» — храм Всех Святых, Москва, Россия. 8 мая 2007 года, в преддверии Дня Победы, памятник был разрушен антифашистами[8][9].
4 августа 2007 года в станице Еланской (Ростовская область) состоялось открытие и освящение Мемориального комплекса «Донские казаки в борьбе с большевиками» и памятника П. Н. Краснову. В Мемориальный комплекс входят музей и архив.[13]
Попытки реабилитации
Националистические и монархические организации, как в Российской Федерации, так и за рубежом, неоднократно обращались в государственные органы РФ с просьбами о реабилитации отдельных русских коллаборационистов[14][15].
Основным мотивом в этих просьбах звучало мнение о том, что русские коллаборационисты сражались не за Германию, а за наследие исторической России, продолжали Белое дело, исполняли долг православных христиан. В качестве примера приводились лидер черносотенцев Марков, черносотенец Мельский, глава РПЦЗ Анастасий, экзарх Прибалтики РПЦ МП Сергий (Воскресенский), белые генералы Краснов, Шкуро, Доманов, Туркул, Сахаров, Смысловский, Каульбарс, Скородумов, Штейфон и др.
Определением Военной коллегии Верховного суда РФ от 25 декабря 1997 П. Н. Краснов, А. Г. Шкуро, Султан-Гирей Клыч, С. Н. Краснов и Т. И. Доманов признаны обоснованно осуждёнными и не подлежащими реабилитации, о чём уведомлены все инициаторы обращений по вопросу реабилитации указанных лиц.
Во имя чего человек принимает несвойственную человеческой природе пораженческую позицию? Если во имя человеческого существования — это одно; если во имя гитлеризма — это совершенно другое. Человек, воевавший на стороне Гитлера, мог надеяться только на то, что в России ужасающий строй будет заменён другим, ещё более ужасным. Некоторые бывшие друзья гитлеровцев теперь совершенно серьёзно утверждают, будто они рассчитывали сначала с помощью Гитлера уничтожить большевизм, а затем освободить Россию от гитлеризма уже каким-то другим, очевидно, им известным способом. Я не сомневаюсь, что у 99 из 100 никакого такого расчёта не было и быть не могло. Если же такой расчёт был, то он в лучшем случае свидетельствует о бесконечной политической простоте и наивности.
Однако, поскольку дело идёт о мне лично, скажу ещё раз, что я в мыслях не имел «травить» или «клеймить» бывших друзей гитлеровцев. Я отлично знаю, что как люди они (те, что жили в России) могли бы сослаться на «смягчающие обстоятельства».
— Письмо Марка Алданова Василию Маклакову от 7 сентября 1948 г.[16]
Историк Кирилл Александров, однако, полагал, что реабилитация генерала А. А. Власова и осуждённых с ним лиц уже состоялась: в 1992 году Конституционный суд Российской Федерации, разбирая дело КПСС, принял официальное постановление об отмене всех репрессивных приговоров, которые были вынесены партийными органами — в случае с Власовым и его соратниками приговору Военной коллегии Верховного суда предшествовало постановление Политбюро ЦК ВКП(б); то есть принимало решение о вынесении смертного приговора Политбюро ЦК ВКП(б), а затем этот смертный приговор просто дублировался в заседании Военной коллегии Верховного суда[17][18].
Социальные закладки