Проект
гражданской нации давно и настойчиво предлагается определенными идеологами и политиками. В гражданском национализме они видят панацею – своего рода универсальное лекарство, которое избавит нас от всех проблем в области национальной политики.
Для огромного большинства граждан все эти рассуждения о гражданском национализме и гражданской нации почти ничего не говорят. До сих пор мало кто понимает, что представялет собой
гражданская нация и
гражданский национализм. Сам термин "нация" употребляется как синоним термина "народ", а национализм воспринимается как ксенофобия.
При такой "этнологической малограмотности" сторонники гражданского национализма с легкостью вбрасывают в общественное сознание свои софистические тезисы, тем самым исподволь подготавливая те самые конфликты на этнической почве, от которых они обещают избавить при помощи проекта гражданской нации…
В современной науке принято различать два вида национализма как идеологии, обеспечивающей единство нации –
этнический и
гражданский.
В первую очередь они отличаются пониманием самого феномена нации. В согласии с
этническим национализмом, нация представляет собой сообщество людей, которые объединены общими происхождением, языком и культурой, особенностями коллективной психологии (национальным характером).
Такое государство существует для удовлетворения жизненных потребностей одного государствообразующего этноса, представители других этносов могут быть формально равноправными, но они остаются этническими меньшинствами, права которых в реальности вторичны по отношению к правам титульного народа. В ряде случаев в подобных государствах закон прямо предусматривает ограничения в правах для жителей и даже граждан нетитульной национальности.
Такого рода национальные государства были распространены в 17-19 веках, прежде всего в Восточной Европе. Многие немецкие государства первой половины 19 века (единой Германии тогда не существовало) позиционировали себя как "германско-христианские", т. е. полноправными гражданами в них являлись лишь этнические немцы, исповедующие христианство. А, к примеру, этнические евреи, исповедующие иудаизм, даже немецкоязычные и, так сказать, немецкокультурные, гражданами не считались или обладали урезанными правами: не могли быть избранными в органы государственной власти, не могли заниматься определенными профессиями, постоянно проживать в определенных местах и т.д. Тоже самое можно сказать и о США в которой вплоть до 1875 года чернокожие американцы были лишены прав гражданства, не считались членами американской нации. американская нация вплоть до конца 19 — начала 20 в.в. носила если не этнический, то расовый характер.
В настоящее время этническое понимание нации и национального государства заложено в основания конституционного строя стран Балтии. Литовская республика согласно Конституции является результатом реализации права на самоопределение литовского народа, который как говорится в тексте Конституции, веками решительно защищал "свою свободу и независимость" и сохранил "свой дух, родной язык, письменность и обычаи". Закон о гражданстве Литовской республики предусматривает упрощенные правила приема в гражданство Литовской Республики (без натурализации) лиц литовского происхождения, то есть лиц, имеющих одного или обоих родителей (бабушек и дедушек) — литовцев и считающих себя литовцами. Хотя среди населения Литвы по переписи 2001 года 6% русских и 60% русскоязычных, русские считаются нацменьшинством, а русский язык – языком нацменьшинства.
За пределами Восточной Европы этническое понимание нации и национального государства почти не встречается, исключение составляет государство Израиль.
Израиль не имеет своей Конституции, но в декларации о независимости, принятой 14 мая 1948 года и выполняющей некоторые функции так и не принятой до сих пор конституции, Израиль называется воссозданным суверенным государством еврейского народа на земле Израиля (Эрец Исраэль), которое открыто для каждого этнического еврея. В то же время провозглашается гражданское равноправие живущих в Израиле арабов (которые тоже имеют права граждан Израиля за исключением тех, кто живет на территории палестинской автономии).
В согласии с позицией альтернативного
гражданского национализма нация, напротив, есть не этническое, а
политическое сообщество, тот самый абстрактный "народ" который является источником суверенитета по конституции любого демократического государства. Слово "нация" употребляется как синоним слов "государство", "гражданское общество". Именно этот смысл подразумевается, когда говорят о национальных интересах Франции или Америки, о национальной экономике России и т.д. При этом этничность членов данного "народа", по декларациям гражданских националистов, роли не играет.
В Западной Европе и в США сегодня господствует
гражданский национализм. Когда в нынешней Франции говорят о французах, то имеются в виду вовсе не "этнические французы", а просто граждане Франции, которые по своей этнической принадлежности могут быть алжирцами, арабами или русскими...
Гражданский национализм предполагает, что члены одного и того же политического сообщества — "нации" — должны быть лояльными по отношению к государству, гражданами которого они стали. Они должны знать язык, который в этом государстве признается официальным, разделять набор культурных ценностей, которые признаются в этом государстве базовыми. Но и не более того – в быту они могут сохранять свою этническую идентичность, говорить на родном языке, исповедовать свою этническую религию. При этом ни один гражданин нации не имеет преимуществ перед другими в связи со своей этнической принадлежностью. То есть этнический француз имеет столько же прав, сколько этнический алжирец, если они оба обладатели французского гражданства...
Социальные закладки