Еженедельник 2000 — Свобода Слова — Реалии
Незаметные новации партии Тягнибока
Алексей ПОПОВ
... сайт любой политсилы демонстрирует парадную сторону ее деятельности. А между тем именно непарадная позволяет получить куда более верное представление о партии. Тем более что тут у «Свободы» есть несколько примечательных новаций.
Шире круг кнопкодавов
Первая новация касается одной из предвыборных фишек оппозиции — личного голосования депутатов. Так, в предвыборной программе «Свободы» записано: «Запровадити голосування народних депутатів за відбитком пальця». Причем этот пункт мыслится партией Тягнибока как часть всеобъемлющих коренных преобразований — ведь он помещен в программный раздел, который так и называется: «План всеосяжних докорінних перетворень».
Вообще-то данная проблема — во многом надуманная. Ибо как ни неприятны депутаты-«пианисты» и сколько ни говори о том, что они нарушают Основной Закон, реальная причина сложившейся ситуации связана с несоответствием украинской Конституции европейским в вопросе о кворуме для принятия решения парламентом. Повсюду в Европе для этого достаточно, чтоб было больше голосов «за», чем «против», — и лишь когда дело касается узкого круга особо важных вопросов (как правило, очерченного в конституциях), выдвигается такое условие, как у нас, т.е. требуется больше половины списочного состава парламента.
Такие нормы в Европе существуют потому, что реалии парламентской жизни в принципе везде одинаковы, и конституции приспособлены к ним. Ведь функции парламентария не сводятся к присутствию на пленарных заседаниях: есть еще и международная деятельность, работа с избирателями и т. д.
А у нас ВР пошла другим путем. Конституция сама по себе, реалии — сами по себе. И долгое время такая ситуация всех в парламенте устраивала, поскольку четкого большинства там не было. О «пианистах» вспоминали, лишь когда принималось особо конфликтное решение, но потом о них вновь забывали. Все изменилось после того, как произошло отчетливое разделение на явно неравные большинство и оппозицию — и от голосов второй перестало что-либо зависеть.
Поэтому за розыгрышем карты личного голосования можно увидеть готовность оппозиции к собственному поражению. Ибо легко говорить о таком голосовании, когда ясно, что ваши голоса — ни твой собственный, ни соратников — ничего не изменят. Другое дело, когда большинство формально есть, но голосов для принятия решений не хватит.
Однако вернемся к «Свободе». О том, что нынешние оппозиционеры без зазрения совести голосуют «за того парня», говорит и практика работы тех советов, где они имеют большинство. Это настолько само собой разумеющееся явление, что, может, и не стоило бы о нем говорить, если б не новая технология, недавно использованная «Свободой» в таком голосовании. Технология, которую издание zaxid.net обозначило как «кнопкодавский level up*» . Вот как оно описывает ее применение на заседании Львовского горсовета:
«Инцидент произошел 24 мая, когда пленарное заседание, казалось бы, становилось все спокойнее. Уже были озвучены политические заявления, депутаты, пылко выступавшие с трибуны, отдыхали на своих местах в зале, обсудив все возможные спорные вопросы, выгодные одним, зато невыгодные другим. В этой части заседания журналисты уже должны бы расслабиться и автоматически ставить «плюсики» напротив «неинтересных» вопросов. Но оставленная «свободовцем» Андреем Рикотой карточка, уже не однажды соблазнявшая посторонних попользоваться ею, сделала и на этот раз свое дело. Журналистам удалось понаблюдать довольно необычную картину: за депутата начала голосовать женщина без мандата — чиновница секретариата совета, фактически одна из подчиненных Василия Павлюка (секретаря Львовского горсовета, также представителя «Свободы». — А. П.).
Поскольку места для журналистов в зале расположены слева, сразу за депутатами, в ложе для прессы часто можно услышать пикантные детали депутатских отпусков, последние популярные среди депутатов анекдоты и подсмотреть, как они голосуют друг за друга.
А между тем роль депутата-кнопкодава взяла на себя чиновница, которая, сев на место Рикоты, с депутатским жаром голосовала синхронно с соседями-«свободовцами» Андреем Хомицким и Ларисой Василишин. Последние, кажется, даже не заметили подмены, или, возможно, это просто привычное для них зрелище — голосование за других. Да и после замечаний других депутатов чиновница не прекратила голосования. Слишком уж это захватывающе — ощущать, что влияешь на принятие важных решений ...» (zaxid.net)
Поскольку голосование недепутата депутатской карточкой — действительно новое слово в нашей политической практике, эту историю растиражировали СМИ, и «Свободе» пришлось реагировать. Ее сайт 25 мая сообщил, что председатель фракции в Львовском горсовете Руслан Кошулинский объявил выговор Рикоте «за то, что он покинул сессионный зал и оставил свою карточку для голосования в системе. Депутаты, которые несвоевременно отреагировали на поведение сотрудницы городского совета, также получили дисциплинарные взыскания». Кроме того, Кошулинский обратился к секретарю ЛГС «с предложением провести внутреннее расследование относительно действий сотрудницы горсовета во время ее пребывания в сессионном зале».
Дескать, для «Свободы» кнопкодавство — не практика, а лишь результат невнимания ее депутатов. Во всем, мол, виновата сотрудница горсовета, которую вскоре уволили. Конечно, эти разъяснения не убедили внимательных наблюдателей. Так, тот же zaxid.net пишет, что указанная особа «фактически была подчиненной Павлюка и выполняла задания по его поручениям (в частности, по его поручению неоднократно предоставляла журналистам копии тех или иных заявлений и обращений). Депутаты-«свободовцы» также не имели ничего против ее голосования. Истинные причины таких действий, очевидно, могла бы объяснить сама экс-чиновница, если бы согласилась общаться с прессой.
Но действительно нелогичной выглядит развязка: увольнение чиновницы против выговора депутату, который уже не впервые оставляет свою карточку под чью-то опеку (ранее ею в отсутствие Рикоты голосовала Лариса Василишин за городской бюджет 2012 года). Да и что касается кнопкодавства: как показывает практика, пересматривать решения, принятые депутатами-«пианистами» без кворума — будь то в городском или областном совете, — никто не собирается. Тем более что городской голова Андрей Садовый не захотел ставить под сомнение их законность».
Однако хотя развязка и кажется журналистам нелогичной, технология «Свободы» эффективна. С одной стороны, расширяется круг лиц, которые могут проголосовать за отсутствующего депутата, а с другой — вот вам и лазейка для ухода от критики: можно спихнуть вину на «стрелочника» и даже показательно покарать его.
Пенсионные блага — в обмен на лишение избирательного права
Другая, причем более масштабная, новация замалчивается — на наш взгляд, незаслуженно (пусть до ее реализации и не дошло). Она особенно хорошо смотрится на фоне последних инициатив «Свободы», касающихся пенсионного законодательства.
В предвыборной программе партии записано: «Узалежнити пенсійний вік від середньої тривалості життя. Встановити пряму залежність розміру пенсії від стажу роботи та допустиме п'ятикратне співвідношення між максимальною і мінімальною пенсією для солідарної пенсійної системи». Эти предложения, очевидно, понравятся немалому числу реальных и потенциальных пенсионеров, у которых не возникает и тени подозрения, что за пенсионные блага от «Свободы», наверное, придется расплачиваться.
Между тем еще 10 декабря 2010 г. УНИАН сообщило:
«ВО «Свобода» будет инициировать внесение изменений в избирательное законодательство относительно лишения права голоса граждан пенсионного возраста старше 70 лет.
...Как объяснили в партии свою инициативу, во время проведения местных выборов 2010 года «Свобода» зафиксировала неединичные случаи голосования малообеспеченных избирателей за кандидатов от левых сил и Партию регионов в обмен на продуктовые наборы.
Поэтому руководство ВО решило инициировать внесение изменений в избирательное законодательство... тем самым лишив Партию регионов и левые силы электоральной поддержки среди избирателей преклонного возраста.
Предусматривается поэтапное внесение и принятие таких предложений, добавили в партии» (УНИАН).
Эту информацию перепечатали тогда многие издания. На сайте «Свободы» ее, правда, обнаружить не удалось, но и опровержение там не встречалось. Более того, в УНИАН она появилась в рубрике «Окно», где, судя по характеру материалов, зачастую размещают рекламные публикации.
Дальнейшего развития тема, впрочем, не получила. Возможно, по прагматическим соображениям — так, согласно соцопросам, в электорате объединенной оппозиции пожилых людей заметно больше, чем среди избирателей ПР.Не играть же публично против союзников. Правда, у нас все политические союзы — на ограниченное время, и в стратегическом плане «Свободе» выгодно лишить пенсионеров избирательного права. Ведь в таком случае она укрепила бы свои позиции и по сравнению с нынешними союзниками.
Кроме упомянутых двух новаций есть, возможно, и
третья. С весны поползли слухи, что брат Олега Тягнибока — депутат Львовского облсовета Андрей Тягнибок — будет баллотироваться в депутаты по мажоритарному округу, чтобы подстраховать партийного лидера. Если, мол, «Свобода» не наберет 5%, то Андрей откажется от мандата, чтобы дать брату шанс выиграть выборы.
Правда, вероятным округом тогда называли Сыховский во Львове, но Олег Тягнибок отверг это предположение, сказав, что брат будет баллотироваться в округе, включающем Сколевский р-н (там он выигрывал выборы в облсовет). Лидер «Свободы» также подчеркнул: «Якщо після цього він переможе, ні про яке подальше складання депутатських повноважень не може бути й мови».
Андрей Тягнибок действительно намерен взять мандат в округе 125, включающем названный район. И если это произойдет, но «Свобода» не наберет 5% и ее лидер не сдержит слова (а на фоне всего, что мы насмотрелись, это не было бы самым большим невыполнением предвыборных обещаний в украинской истории), то непрохождение этой политсилы в ВР обойдется украинским налогоплательщикам в 2,7 млн. грн. — таких бюджетных расходов требует проведение выборов в одном округе.
Социальные закладки