| ||
Как я писал ранее в odessa-history: "Я провел детство в этом квартале. После того, как в конце 50-х (или в начале 60-х) из дворца убрали штаб Одесской военно-морской базы, снесли забор. Мы лазили по всему дворцу, флигелям, крышам. Всё это,хоть и имело запущенный вид, но выглядело гораздо "моложе" арки, которую мы, конечно, по детским впечатлениям, считали остатками более древних строений.(Может быть госпиталя, который был на этом месте ранее?, или остатки какой-то крепости?)." Возможно дворец и арка - не один ансамбль. Также мы не знаем что было на месте Гоголя 1/3.
Есть немного дополнений, заходите.
Нашел Одесские фото Рауля в великолепном качестве, пока боюсь "забирать" в Архив (сегодняшнее, это скан из книги).
Зайти сюда, зарегиться и скачать по ссылке Рауль
У кого не получиться скачать, дадите ящик - скину
Зарождение футбола в Одессе
1878—1920
Некий француз по имени Альфред Миссон писал в своей книге «Воспоминания и наблюдения одного путешественника», изданной в 1689 году: «На Британских островах существует футбол, игра приятная и полезная, которая заключается в следующем: наполненный воздухом кожаный мяч размером с человеческую голову толкают носком ноги и заставляют его перелетать с места на место. Играют в футбол на улицах, и каждый желающий принимает в нем участие». (Из книги «Футбольный клуб», «Парни юга». Альваро Юнке).
В Одессу футбол пришел благодаря англичанам. В 1878 году англичане, проживающие в Одессе, организовали «Одесский Британский Атлетический Клуб» (ОБАК). По свидетельству первого историка одесского футбола Б. Галинского, на территории тогда еще царской России это был первый спортивный клуб, культивирующий футбол.
Долгое время ОБАК проводил матчи исключительно с командами английских судов, которые приходили в Одессу. Изредка, как свидетельствуют документы, проводились встречи с футболистами румынского города Галаца.
ОБАК был закрытым клубом, в него допускались лишь английские, либо бывшие английские подданные. Важно понять, что жившие на территории Одессы англичане (равно как и французы, итальянцы, немцы, греки, болгары, поляки и т. д.) были одесситами. А то, что они поначалу играли в футбол между собой, объясняется просто: других соперников в городе просто еще не существовало.
Со временем игра стала популярной и среди горожан-не британцев. В последней четверти XIX века в Одессе граждан, прибывших из европейских стран, было 15 процентов от всего остального населения. Британцев — тысячи. Можно ли считать иностранцами людей, проживающих в таком количестве в одном городе? Нет! Следовательно, с этого момента и ведет свою историю одесский, как и бывший российский, а ныне и украинский футбол.
Одесский футбол в начале XX века
Первые команды, зарегистрированные на бумаге, появились в Одессе в 1907 году, когда под руководством преподавателей учебных заведений были образованы ученические команды. Они объединялись в клубы.
Осенью 1908 года состоялась товарищеская игра между юными спортсменами гимназии Юнгмейстера и непобедимым ОБАК. Победили гимназисты — 1:0. В 1908-1910 годы оформляют свои уставы «Шереметьевский кружок» (ШК), «Одесский кружок футбола» (ОКФ), «Спортинг клуб» (СК), и в 1910 году вместе с ОБАКом создают лигу, которая через год организовала первый розыгрыш Городского первенства.
Для полной иллюстрации футбола тех времен приведем несколько выдержек из журнала «Спортивная жизнь». «12 декабря состоялся матч между 1-м тимом (командой) ОКФ и командой Ноццолини. Первая половина прошла оживленно, вторая вяло, отчасти из-за ветра. Победил тим ОФК — 3:2. Рефери был безупречен».
«Прошла встреча 2-го тима ШК с 1-м тимом студентов. Состав обеих команд был пестрым, и силы распределились неравномерно. В тиме ШК было пять игроков 3-ей команды, а в студенческом тиме было только четыре студента, остальные же были взяты из посторонних команд. Несмотря на неравенство сил, сборная команда была побита 3:0».
«К прискорбию нашего футбола я должен отметить весьма печальную вещь. Большинство одесских команд за исключением Шереметьевской и нескольких других, часто не играют в составе из своих игроков, для того лишь, чтобы побить какую-либо команду. Для того чтобы устранить это печальное явление, губящее все команды, я предлагаю капитанам всех команд составить списки своей команды со всеми подробностями относительно игроков, и объясняться с капитанами других одесских команд и потребовать, чтобы игроки, означенные в списках, не играли бы со стороны других команд».
Официальной датой открытия первого футбольного чемпионата Одессы считается 20 февраля 1911 года. В этот день в первых лиговых матчах встретились ШК — ОКФ (3:0) и ОБАК — «Станд» (3:1). Чемпионами Одессы становились: 1911 весна и 1911 и 1912 годов — ОБАК, 1912 и 1913 годов — ШК, 1913 и 1914 годов — «Спортинг клуб», 1914 и 1915 годов — ШК, 1915 и 1916 — «Спортинг клуб», 1916 и 1917 годов — ОКФ, 1917-1918 годов — «Вега».
В одесской лиге ведущее место в те времена еще продолжали занимать англичане. Они по примеру розыгрыша чемпионата Англии предложили начинать первенство города осенью и заканчивать весной следующего года.
Одесса на всероссийской арене
Но это, как говорится, внутренние дела, а что же Одесса представляла себя на уровне России? Впервые вопрос о комплектовании сборной Одессы стал в 1912 году — в связи с проведением первого чемпионата России. К сожалению, в силу целого ряда организационных проволочек сборная не смогла принять участия в тех соревнованиях.
После того, как 16 сентября Харьков проиграл Москве (1:6), а Киев не явился на игру в Петербург (-:+), был проведен полуфинал Петербург — Москва — 2:2 и 4:1. И вот после этого одесситам было предложено сыграть 11 ноября финал с Питером. Но, как говорилось выше, этот матч так и не состоялся. На общем собрании 20 января 1913 года члены ВФС признали сборную Петербурга первым чемпионом России.
Второе первенство России проходило в 1913 году в период с 16 сентября по 20 октября. Футболисты были разделены на две зоны: «северную» и «южную». В «северной» зоне победили представители Петербурга (поочередно переиграв Лодзь-+:- и Москву — 3:0), в «южной» — одесситы, выигравшие сборных Николаева — 3:2, Херсона (фактически «Херсонский Кружок спорта») — 10:0 и Харькова — 2:0.
Проведение финала состоялось в Одессе (20 октября 1913 года), на поле, расположенном на Французском бульваре рядом с нынешним стадионом ОГУ (сейчас там находятся корпусы биофака ОГУ). Присутствовало на игре около четырех тысяч человек, расположившихся вокруг поля в несколько рядов.
Матч начался стремительными атаками гостей, но отлично игравшие футболисты защитных линий Одессы успешно их отражали. Постепенно инициатива перешла к одесситам, и Джекобс добил отскочивший от перекладины мяч.
В конце первой половины В. Бутусову удается сквитать счет — 1:1. Команды уходят на перерыв. Начало второй половины знаменуется вторым мячом в ворота сборной Петербурга, который сильным ударом забивает мяч. Одесситы не перестают атаковать.
Г. Богемский после отличной передачи обводит двух защитников и забивает третий гол.
Вскоре Богемского сбивают в штрафной площади, и судья назначает пенальти. Его успешно реализует Джекобс — 4:1. За 10 минут до конца В. Бутусов проводит второй гол в ворота одесситов, но большего петербуржцы достичь не сумели: 4:2. Сборная Одессы — чемпион России. В составе команды играли: Каждан, Хатон, Мизерский, Иванов, Гизер, Карр, Дыхно, Злочевский, Богемский, Джекобс, Тауненд.
Как известно, впоследствии результаты первенства России 1913 года были аннулированы ввиду многочисленных нарушений положения о соревнованиях. Однако мы то знаем, кто был вторым чемпионом России...
В 1914 году Одессу посетил ныне известный турецкий клуб «Фенербахче» Стамбул. 28 мая турков переиграл «Шереметьевский кружок спорта» — 2:1, затем «Фенербахче» сыграл вничью со «Спортинг-клубом» (1:1) и напоследок гости уступили сборной Одессы — 0:3. Также «Фенербахче» посетил Николаев, где сначала уступил сборной города (0:1), а затем победил (3:0).
В 1913 году одессита Григория Богемского включают в сборную России, основу которой составляли игроки только Москвы и Петербурга. В ее составе, представляя одесский «Спортинг-клуб», нападающий Г. Богемский провел один поединок. Тот московский матч с норвежцами завершился вничью — 1:1. Это, так сказать, первая ласточка из Одессы.
«Черное море» — прародитель «Черноморца»
Футбольная команда-прародительница нынешних моряков в городском первенстве не выступала, хотя и имеет свою славную историю. Когда-то в Александровском парке (ныне — парк Шевченко) одну из ложбин, в которой мальчишки играли в футбол, назвали «Черным морем», а ребят-футболистов — черноморцами. Эта внелиговая «дикая» команда впоследствии выдвинула много первоклассных спортсменов, вписала не одну яркую страницу в историю одесского футбола.
Вот что пишет Валентин Катаев: «Некогда в этом Александровском парке, висящем над трубами и мачтами порта, отцы города с педагогической целью ознакомить население с отечественной географией придумали соорудить небольшой пруд в форме Черного моря. В точном соответствии с картой выкопали калошеобразную яму...
Впрочем, на этом общеобразовательная идея и закончилась. Хрупкий бюджет муниципалитета, подорванный темными махинациями городского головы, не выдержал дальнейших трат. «Черное море» так и осталось на вечные времена необлицованным и сухим...«
Автор «Зеленого фургона» писатель М. Козачинский утверждает, что «Черным морем» с давних времен владела команда футболистов, именовавших себя «черноморцами». В своей книге «Черноморцы», повествующей об истории одесского футбола и изданной в 1969 году, Б. Галинский пишет: «Здесь воспитывался знаменитый вратарь Иван Типикин, который долгие годы был славой и гордостью спортивной Одессы, отсюда вышел Василий Зинкевич — сын дворника, умный одаренный спортсмен, выступавший центрфорвардом сборной Одессы. В „море“ рос и Тимофей Коваль. Тимка не обладал быстротой бега, но зато как никто другой, чувствовал своего партнера. Виртуозное владение мячом, уменье пробить с любого положения делали этого паренька классным футболистом».
На афишах долгие годы встречалось имя артиста эстрады Николая Креминского. Но не все знают, что он был когда-то незаурядным футболистом. Коля играл не только за дикую команду «Черноморец», но и в «Веге» выступал за сборную города. Отважный правый полузащитник не боялся силовой борьбы, с ним обязаны были считаться самые техничные и физически крепкие форварды.
Александр Злочевский, в 1908 году, когда ему исполнилось 13 лет, начал играть на поляне, называвшейся «Черным морем». Он был физически развит, обладал сильным и точным ударом и вскоре его включили в группу сильнейших. Имя форварда А. П. Злочевского, сильный и точный удар которого заставлял содрогаться лучших вратарей, известно почти везде, где есть настоящий футбол.
Информация с официального сайта ФК Черноморец.
Александр Злочевский. В памятном для одесского футбола 1913 году Александру было только 18 лет, но он уже являлся одним из лучших в нашей команде и именно Сашка-Злот, как его называли болельщики, стал героем полуфинальной игры против сборной Харькова. «Александр Злочевский – один из сильнейших инсайдов страны, — писал Борис Галинский. — Сильнейшим ударом он посылает первый, а затем и второй мяч в ворота Харькова. Голкипер гостей Степан Романенко был бессилен: «пушечные» удары одесского форварда оказались неотразимыми». В финале все тоже началось с мощного удара Злочевского в перекладину – отлетевший мяч добил Джекобс, и сборная Одессы открыла счет.
Александр был сыном прачки и по свидетельствам очевидцев, рос в непростых бытовых условиях. С детских лет зимой и летом Злочевский купался в море, бегал вдоль берега – тот же секрет футбольного долголетия, что и у великого англичанина Стэнли Мэтьюза. Когда по Французскому бульвару пустили конку, юноша из Отрады тренировался, бегая за ней, туда и обратно.
Александр был разносторонней личностью, становился чемпионом города по гимнастике, и в этом виде спорта применяя свою силу и ловкость. Невероятная физическая сила приносила Злоту несколько необычный доход. На Куликовом поле тогда находились различные аттракционы, в числе которых был и следующий конкурс. Желающий испытать себя человек делал «мостик», после чего ему на живот ставили наковальню (весом около 50 кг) и били по ней молотом. Злочевский здраво рассудил, что главное – выдержать вес наковальни, а удары уже не так важны. В общем, с этим нешуточным испытанием пресс Злочевского справлялся отлично, а ярмарочные дельцы вынуждены были платить. Впрочем, больше раза в одном павильоне Александр заработать не мог – его уже знали.
Пролетарское происхождение не мешало ему играть в футбол в клубах Одессы, сначала за Новороссийский спортивный кружок, потом за «Вегу» и ШК (Шереметьевский кружок спорта), а также за сборную города. Как было не взять в сборную форварда, забившего в сезоне 1913/1914 за ШК 41 гол из 49-ти командных! Он был блестящим футболистом, техничным, с мощнейшим ударом с обеих ног (и особенно левой), прекрасным пониманием игры. Об ударе Злочевского складывались такие же легенды, как и в случае с Михаилом Бутусовым (который, кстати, часто бывал в Одессе в составе ленинградских команд). «Говорили, что, прорываясь к воротам, Злочевский буквально сметал с пути защитников, что от пробитого им левой ногой мяча ломались штанги, а однажды жертвой такого удара будто бы стал турецкий голкипер» (Борис Галинский). По другой версии, болельщики, видя наколенник на левой ноге Злота, говорили, что вратаря он убил ударом правой, а вот если бы пробил левой – все, как в анекдоте о похоронах преферансиста, было бы еще хуже.
Легенды об убитом вратаре, по некоторым свидетельствам обезьяне (которую закопали в собственной штрафной), быстро распространялись первыми футбольными болельщиками. Новая чудесная игра, несомненно, будила фантазию. Впрочем, от ударов Злочевского и Бутусова турецкому голкиперу и в самом деле могло стать нехорошо.
Об этом легендарном инциденте у нас есть свидетельство самого Александра Петровича. Воспитанник Злочевского Анатолий Бурдейный как-то спросил у тренера об этой истории и узнал из первых уст, что вратаря Злот не убил, но попал ему мощнейшим ударом в область солнечного сплетения, после чего турка пришлось увезти в больницу. На следующий матч турки прибыли с другим голкипером, что стало достаточным основанием для упомянутого предположения болельщиков. Как видим, легенда была не так далека от реальности.
В арсенале Злочевского также был удар пяткой – тот элемент игры, который не разонравился болельщикам за последние 100 с лишним лет. Рассказывают, что у Злочевского было еще одно прозвище, Бейт, в честь англичанина из числа первых футбольных миссионеров в Одессе. Бейт классно бил пяткой, и наш Александр блестяще освоил этот прием, за что и был удостоен сравнения.
Как и Григорий Богемский, Злочевский уже в 18 лет стал известен всей России. Но если Богемский успел сыграть за сборную страны в 1912 году (в матче с норвежцами), то Злоту в этом плане не повезло. «Злочевский в 1914 году получил документы на поездку в заграничное турне сборной России, но помешала война» (вспоминал известный вратарь и футбольный историк Сергей Раздорожнюк).
Когда Александр вернулся с фронта в 1917 году, он с удовольствием занялся любимым делом – футболом. Спортивный журнал писал о нем «Злочевский восхищает публику сохранением стиля». Свой непередаваемый стиль он демонстрировал на футбольных полях до 30-х годов и немало помог подрастающему поколению в плане роста мастерства. У такого партнера по команде можно было многому научиться. Передавал свой опыт Александр Петрович и детям, находил для этого время, несмотря на занятость на работе.
«Левый инсайд Александр Злочевский – человек-легенда одесского футбола, — писал Сергей Раздорожнюк, — Никогда не забуду встречу в Ленинграде в 1932-м году. Тогда дядя Саша уже «сходил», его выпустили на поле на 15 минут. Так стадион взорвался овацией. А потом в раздевалку пришли ветераны из сборной Петербурга 1913 года: сколько воспоминаний было, объятий, слез…».
Александр Злочевский нашел себя не только в спорте, учился (до революции закончил училище торгового мореплавания, после – политехнический институт), стал инженером, прошел две войны. Работал на кожзаводе, сначала в дубильном, зольном цехах, затем сам стал начальником цеха. К сожалению, в 30-е годы, как и многие другие люди, он не избежал несправедливого ареста. Таков был побочный эффект власти пролетариата, от которой ушел партнер Злочевского по дореволюционной сборной Одессы Григорий Богемский. Впрочем, великого одесского футболиста реабилитировали еще до Великой отечественной войны, которую он закончил подполковником.
Злочевский и Богемский, чемпионы России 1913 года, вместе на многих командных фотографиях дореволюционных лет, вместе они играли и за «РОС» зловещим летом 17-го, а затем оказались по разные стороны баррикад. Злочевский воевал в красной армии, Богемский выбрал другой цвет. Сыграть вместе две ярчайшие звезды одесского футбола уже не могли никогда.
![]()
Социальные закладки