У человека, уже окончившего школу, предлагаемая программа и правда вызывает как минимум недоумение. Так, в программе для пятого класса, после сказок народов мира и «Приключений Тома Сойера» Марка Твена, ученикам предлагается приобщиться к поэзии Марины Цветаевой («Книги в красном переплете»), а также творчеству фантастов Рэя Бредбери и Роберта Шекли. Знает ли 10-летний ребенок, что такое, скажем, «шлак», «метаморфоза» и, тем более, «каталитическая реакция» («Запах мысли» Р. Шекли), в расчет не берется.
А вот шестиклассникам расскажут о мифах и легендах (в 7-м классе, правда, им придется вернуться к балладам и былинам, в том числе, об Илье Муромце) и познакомят с Гарри Поттером – в разделе «Рост и отношения с миром». Семиклассникам предлагается прочитать старого доброго «Тараса Бульбу» Николая Гоголя, уже упомянутую «Балладу о прокуренном вагоне» Александра Кочеткова, а заодно познакомиться с творчеством Шолома-Алейхема («Песнь песней»), Габриеля Гарсиа Маркеса и Анны Гавальды (с которыми многие знакомятся лишь в студенческие годы). А вот шекспировских «Ромео и Джульетту» оставили почему-то на 8-й класс – наряду с изучением священных книг человечества вроде Библии, Вед и Корана. Также восьмикласскникам предложат к прочтению «Чайку по имени Джонатан» Ричарда Баха и… «Чужую боль» Сергея Лукьяненко («Ночной дозор», видимо, остается на внеклассное чтение).
Уже в 9 классе подрастающее поколение приобщится к творчеству Шарля Бодлера, Владимира Маяковского, Михаила Булгакова («Собачье сердце») и Пауло Коэльо («Алхимик»). Впрочем, «приобщится» – это, пожалуй, громко сказано. Поскольку изучение этих авторов ограничивается, как правило, одним-двумя небольшими произведениями. Так, о «Божественной комедии» Данте школьникам придется узнавать самостоятельно: творчество одного из основоположников литературного итальянского языка представлено одним сонетом.Та же участь постигла и великого Гете – его «Фауст» из программы исчез, а на замену ему пришла пара поэзий.
Социальные закладки