С чего, например, начался закат сельского хозяйства Латвии?
Может быть, многие подзабыли, а вот Леонид Любимов помнит, потому что он, как сын потомственного латвийского крестьянина, вернувший наследные гектары, на собственном опыте испытал все странности земельной реформы по-латвийски.
Началась она с Указа Верховного Совета СССР «Об аренде и арендных отношениях», который был встречен в Латвии на ура! Этот указ позволял бывшим колхозникам брать в аренду землю и хозяйствовать самостоятельно.
На базе этого документа 6 мая 1989 года в Латвии был принят республиканский закон «О крестьянских хозяйствах в Латвийской ССР». Крестьянам он обещал кредиты на строительство, приобретение техники, инвентаря, мелиорацию земель, устройство дорог и линий электропередачи — за счет государства. Но был в законе один «крючочек» — статья 3: крестьянское хозяйство считалось созданным с момента принятия райисполкомом решения о выделении крестьянину земельного участка.
«Происходило по библейскому принципу: да будет свет — и стал свет. Так райисполкомы творили «крестьянские хозяйства» в один момент... Только это не для всех, а для избранных. В Латвии этот закон не был рассчитан на крестьян, как считал Горбачев. Он был нужен зарождающейся в Латвии новой властной номенклатуре — от верхушки Верховного Совета до людей, готовых на криминал. Именно они начали прибирать к рукам лучшие земли», — вспоминает Любимов, сам потерявший отцовский хутор, доставшийся племяннику небезызвестного Петериса Табунса, «комиссара» Латвийского радиокомитета.
«После выхода этого закона начался строительный бум. Виллы, дворцы и целые усадьбы росли как грибы после дождя в живописных местах Латвии», — свидетельствует автор хроники и приводит примеры захвата земли членами правительства, их родственниками и прочими «шишками». В этом списке — предсовмина В. Бресис, его зам А. Чепанис, замминистра с/х А. Шкеле, кандидат на пост министра по доходам В. Криштопанс, инструктор идеологического отдела О. Кехрис...
А вот колхозникам и наследникам земли, желавшим возродить хозяйство, выделение наделов тормозили, кредитов не давали, да еще и отговаривали — зачем вам земля, мол, за нее большие налоги платить придется...
Так, разрушив колхозы, взамен наплодили липовых фермеров, которые ничего не производили, но прибрали к рукам пашни, луга и кредитные средства, предназначенные на развитие сельхозпроизводства. Это был только первый шаг к грядущему упадку села, а добили его другие хитромудрые решения.
Социальные закладки